Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава шестая (Часть 1)

Кого нельзя убивать намеренно из враждующих кяфиров

И мы поговорим об этом вопросе в нескольких темах.

Первая тема:

Факихи и имамы единогласны в том, что можно намеренно убить враждующего кяфира, который может сражаться, всё равно, сражается он или же нет, так же они единогласны в том, что нельзя намеренно брать целью для убийства женщин и детей враждующих кяфиров, по причине ясных пришедших текстов насчёт этого:

Приводится от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Однажды, в одном из сражений была найдена убитой одна из женщин, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать женщин и детей». (аль-Бухари,  3/1098)

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: О запрете убийства женщин на войне». (аль-Бухари, 3/1098)

Имам Муслим, да помилует его Аллах, так же озаглавил, сказав: «Глава: О запрете убийства женщин и детей на войне». (Сахих Муслим, 3/1364)

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Единогласное мнение, как это привёл ибн Батталь и другие, о том, что нельзя намеренно убивать женщин и детей». (Фатх аль-Бари 6/148)

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны в практике этого хадиса, и в запрете убивать женщин и детей, если они не сражаются». (Шарх Муслим 12/48)

А что касается остальных категорий враждующих кяфиров, то насчёт них учёные и имамы разделились на два мнения, можно ли их брать целью или нет:

Большинство учёных, из числа ханафитов, маликитов и ханбалитов, пришли к тому, что нельзя брать целью подёнщиков (чернорабочих), дряхлых стариков, монахов, а так же калек, слепых, сумасшедших и подобных им, от кого нет ни пользы, ни вреда, основываясь на следующих доводах:

Передаётся от Рабаха, что он скзаал: «Мы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и некоторые сподвижники увидели тело убитой женщины. Они остановились, разглядывая её. Тогда Посланник Аллаха отправил человека, для того чтобы он посмотрел из-за чего собрались люди. Когда он вернулся, он сказал, что они собрались вокруг убитой женщины. Тогда посланник Аллаха сказал: «Она не была из сражающихся». И Пророк послал к Халиду бин Валиду человека со словами: «Скажи Халиду, чтобы он не убивал женщин и наемных рабочих». (Абу Дауд, 3/53)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Рабочий, который не сражается, а просто охраняет продовольствие и животных. А если он будет сражаться, то тогда, его тоже можно убивать». (Ас-Сейль аль-Джарар 4/532)

Является очевидным, что имеется ввиду рабочие, которые не берутся целью для убийства. Это те, чьи дела никак не связаны с делами войны, а если же не так, то тогда они так же являются одними из сражающихся, и с дозволения Аллаха позже придёт важный разбор этого вопроса.

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выходите с именем Аллаха, на пути Аллаха, и на религии посланника Аллаха, не убивайте дряхлого старика, маленького ребёнка, женщину, и не воруйте из трофеев, и улучшайте, поистине Аллах любит творящих добро». (Абу Дауд, 3/37)

И дедушка ибн Теймии, да помилует их Аллах, озаглавил этим и подобными преданиями главу, назвав: «Глава: Об удержании от убийства женщин, детей, монахов и стариков». (Нэйль аль-Аутар, 8/71)

 

Второе мнение:

К чему пришли шафииты, и ибн Хазм, а это — дозволенность намеренно убивать любого враждующего кяфира, кроме женщин и детей, взяв за доказательства тексты Курана и Сунны, приказывающие в общем убивать многобожников, без исключений.

Сказал имам ан-Нававий, да помилует его Аллах: «Что же касается стариков кяфиров, то если они могут помогать на войне своим мнением, то они убиваются, а если же не могут, то насчёт них и монахов есть разногласие. Малик и абу Ханифа сказали, что они не убиваются, а в мазхабе аш-Шафи (указание на то, что передаётся другое мнение от имама) более достоверно, что они убиваются». (Шарх Муслим, 12/48)

Сказал ибн Рушд, да помилует его Аллах: «Причина их разногласия — сопоставление некоторых частных передач общим текстам Курана, и общим словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: «ля иляха илля Аллах». Слова Всевышнего Аллаха: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Покаяние, 5 аят), — требуют убийства всякого многобожника, будь он монахом или же другим человеком, и так же слова посланника Аллаха: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: «ля иляха илля Аллах»» (Бидаятуль-муджтахид 1/280,281)

 

                                      Вторая тема:

Все учёные единогласны в том, что каждый, кто участвует в сражении, в действительности или помогает советом, то такой убивается, даже если является женщиной, ребёнком, рабочим, стариком, монахом или инвалидом.

И уже прошли слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он увидел убитую женщину: «Она не принимала участие в сражении». (Абу Дауд 3/53)

И имам ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Упоминание предания, которое указывает на то, что женщины и дети, если принимают участия в сражении, то они убиваются». (Сахих ибн Хиббан, 11/110)

Сказал хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Из этого понимается, что если бы она сражалась, то тогда её можно было бы убить». (Фатх аль-Бари, 6/148)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны в том, что нужно действовать согласно этому хадису, и запрещено убивать женщин и детей, если они не сражаются, а если они сражаются, то большинство учёных сказали, что они убиваются». (Шарх Муслим, 12/48)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Если женщина будет сражаться, то её можно убить единогласным мнением, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обусловил запрет её убийства тем, что она не сражалась, а если она сражается, то появляется то, что требует её убийства, и исчезает запрет на это». (ас-Сорим аль-Маслюль 2/259)

А что касается частных текстов насчёт этого:

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: «У слепого человека была вольноотпущенница, которая ругала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Она говорила плохие слова о нём. Слепой человек приказывал ей не делать этого, но она не прекращала, он упрекал её, но она не слушала его. Как-то ночью, когда она стала произносить скверные слова в адрес Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ругать его, он взял небольшой меч или кинжал, поднёс к её животу и воткнул в него, убив её. После чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Засвидетельствуйте, что её кровь ничего не стоит». (Абу Дауд, 4/129)

Сказал шейх-уль-Ислам: «Явным кажется то, что она неверующая». (ас-Сорим аль-Маслюль 2/144)

Передаётся от Али, да будет доволен им Аллах, что однажды была одна иудейка, которая ругала посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и один мужчина задушил её за это, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что её кровь ничего не стоит. (Абу Дауд, 4/129)

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что в день у рва Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо убитой женщины и сказал: «Кто убил её?» Тогда один человек сказал: «Я, о посланник Аллаха». На что он спросил его: «Зачем?» На что тот ответил: «Она старалась отнять мой меч». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал. (аль-Муджам аль-Кабир 11/388)

Передаётся от Саада ибн абу Уаккаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда был день открытия Мекки, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал безопасность всем людям, кроме четверых мужчин и двух женщин, и сказал: «Убейте их, даже если найдёте их держащимися за покрывало Каабы»». (Аль-Мустадрак, 2/62)

Передаётся от абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, освободился от сражения при Хунейне, он отправил войско во главе с абу Амиром в Аутос. Там они встретили Дурейда ибн ас-Самма и убили его, и Аллах разгромил его людей». (аль-Бухари 4/1571)

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Аль-Баззар приводит в «Муснаде» с хорошей передачей от Анаса следующее: «Когда многобожники были разгромлены, Дурейд с 600 людьми отошёл на холм… тогда аз-Зубейр обернулся и увидел их, после пошёл к ним с людьми, и они смогли убить из них 300 человек, и отрубили голову Дурейду».

И сказал дальше: «Дурейд был из известных всадников и поэтов во времена джахилии, и приводится, что когда он был убит, ему было 120 или 160 лет». (Фатх аль-Бари 8/42)

Все эти тексты явно указывают на дозволенность убийства женщин и стариков, если они участвуют в сражении. И так же к ним присоединяются те категории, которые были упомянуты, из числа детей, рабочих, монахов и инвалидов, и тому подобное, кто участвует в сражении в действительности или в значении (идеей, мнением, советом и т.д.), то он убивается, кем бы он ни был.

 

И есть много текстов фахиков насчёт этого:

1) Ханафиты.

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Что же касается положения сражения, то нельзя убивать женщин, детей, стариков, инвалидов, слепых, и тех, у кого накрест обрублены руки и ноги, и так же того, у кого нет правой руки, слабоумных, монахов в монастырях, отшельников, которые находятся в горах и не смешиваются с людьми, и тех, которые находятся в церквях или домах, с закрытыми дверями и отошедших от людей.

Что касается женщин и детей, то по причине запрета Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не убивайте женщин и детей»; и так же приводится, что в одном из походов он увидел убитую женщину, и порицал это, сказав: «Я не видел, чтобы она сражалась, так почему же её убили?» — он запретил убивать женщин и детей, потому что они не являются из людей сражений. А если кто-либо из них будет сражаться, то тогда они убиваются, или же если будут побуждать к сражению, или укажут на слабости мусульман, или же будут помогать своим советом, или же будут считаться из тех, кому подчиняются, даже если это будет женщина, из-за присутствия понятия сражения в этих вещах.

И уже приведено, что Рабиа ибн Рафи ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, застал Дурейда в день Хунейна и убил его, хотя он считался стариком, но он помогал своим мнением, и когда это дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он не проявил порицание.

И основа в этом: Каждый, кто является из людей сражения — дозволено его убить, всё равно, сражается он или нет, а каждый, кто не является таковым, то его нельзя убивать, кроме как, если будет сражаться в действительности или же советом, как помощь мнением, или же ему подчиняются, или же побуждая к войне, и подобное этому.

Можно убить священника, путешественника, который находится среди людей, того, кто иногда бывает сумасшедшим, потом приходит в себя, глухого, немого, с отрубленной левой рукой, с отрубленной одной ногой, даже если они не сражаются, потому что они считаются из людей сражения». (Бадаию ас-Санаи 7/101)

И сказал в «аль-Хидая»: «И не убивается женщина, ребёнок, старик, инвалид, слепой, потому что дозволенность убить у нас, это — причина войны, но в них это не осуществляется, и поэтому же не убивается тот, у кого отрублена правая рука, или же рука и нога накрест…

Кроме как, если один из них будет принимать участие в сражении своим мнением, или же женщина будет королевой, потому что от неё исходит вред людям. И так же убивается из них тот, кто сражается, избавляясь от его зла, и не убивается сумасшедший, кроме как если он будет сражаться. Однако сумасшедший и ребёнок убиваются, если только они сражаются, а других можно убить и после взятия в плен, потому что они являются из числа людей, на которых можно применить наказание. А что касается того, кто становится сумасшедшим, а потом приходит в себя, то когда он в себе, его положение, как и любого здорового человека». (аль-Хидая, 2/137-138)

Сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Его слова: «Кроме как если один из них…» — исключение из хукма о не дозволенности убивать, и в этом нет разногласий. И есть достоверное предание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он приказал убить Дурейда ибн ас-Самма, хотя ему было 120 лет, или больше, и он был слепым, когда пришёл в войска хавазинов для того, чтобы поделиться своим мнением. И также убивается тот из тех, кого мы перечислили, если он сражается, из числа детей, женщин, сумасшедших. Однако дети и сумасшедшие убиваются только в положении когда они воюют, а что касается других, как женщины, монахи и подобные им, то их можно убить и после того, как они будут взяты в плен. И женщина-королева убивается, даже если она не сражается, и также  ребёнок-король, и слабоумный король, потому что в убийстве короля ломается их сила». (Шарх Фатх аль-Кадир 5/453,454).

 

2) Маликиты:

Сказал ибн аль-Араби, да помилует его Аллах: «Есть шесть категорий:

1 — Женщины.

Наши учёные сказали: «Женщины не убиваются, кроме как если они сражаются», — из-за запрета Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на их убийство. Хадис приводится у аль-Бухари, Муслима, и у других имамов. Это в положении если они не сражаются, а если же сражаются, то они убиваются.

Сказал Сухнун: «В положении их сражения», однако, более достоверным является то, что они убиваются в общем, — во время сражения и после него (если они сражаются), из-за общего смысла слов Всевышнего Аллаха: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами». (аль-Бакара, 190 аят) А так же: «Убивайте их там, где находите». (аль-Бакара, 191 аят)

И у женщины есть большое воздействие на сражение, и из этого: помощь деньгами, побуждение на сражение, раньше они выходили и побуждали стихами, требуя мести, порицая бегство с поля боя, и это дозволяет их убийство.

2 — Дети.

Ребёнок не убивается из-за запрета Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это приводится у имамов.

А если же он сражается, то он убивается в положении сражения. А если сражение закончится, то от Яхьи приводится, что он так же убивается как и женщина, но более правильное мнение, что он не убивается.
А от абу Зейда передаётся, что ребёнок и женщина не убиваются, даже если они сражались, однако они берутся в плен после сражения, кроме как если они не будут убиты во время него, но это считается не верным, потому что убийство не является возмездием. И то что, по-моему, считается более сильным, это убийство женщины, и оставление ребёнка.

3 — Монахи.

Наши учёные сказали, что они не убиваются и не берутся в плен, однако они оставляются и дальше живут на свои деньги. Это в положении если они отделились от людей. Потому что абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал Язиду ибн абу Суфьяну: «Ты найдёшь людей, которые удержали (заперли) свои души, поэтому оставь их с тем, с чем они себя заперли», а если они же будут вместе с другими неверными в церквях, то они убиваются. А если же женщина станет монашкой, то Ашхаб приводит, что она не убивается, а от Сахнуна передаётся, что монашество не изменяет её хукма. По моему мнению, более верным является версия Ашхаба, потому что она заходит под слова: «оставь их с тем, с чем они себя заперли».

4 — Инвалиды.

Сахнун сказал, что они убиваются, а ибн Хабиб сказал, что нет. Более правильным по поему считается, что надо смотреть на их положение: Если из-за них есть неприятности (ущербы), то тогда они убиваются, а если же нет, то они оставляются.

5 — Старики.

В книге Мухаммада приводится мнение Малика, что они не убиваются, однако моё мнение, что их надо убить, по причине того, что приводит ан-Насаи, от Самура ибн Джундуба, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Убивайте стариков многобожников, и оставляйте молодёжь». (хадис является слабым).

Этот текст подкрепляется Кураном в общем, и потому что в них присутствует понятие войны и сражения, кроме как если старость не ведёт их в дряхлость, — тогда они будут примыкать к четвёртой категории, кроме как если от них не будет исходить вред от их мнения, руководства и т.д., то тогда они все убиваются, а Аллах знает лучше.

6 — Работники.

Это работники за плату, пахари, и остальные люди, которые считаются сбродом. Насчёт них есть разногласия. Имам Малик, как приводится в книге Мухаммада, сказал, что они не убиваются, так же как приводится в наставлении абу Бакра Язиду ибн абу Суфьяну. Однако я считаю, что они убиваются, потому что даже если они не сражаются, то они считаются помощью для сражающихся, и большинство учёных согласились на том, что тот, кто является защитой, его хукм такой же как и сражающегося». (Ахкам аль-Куран, 1/148,150)

 

3) Ханбалиты:

Сказал имам ибн аль-Кудама, да помилует его Аллах: «Вопрос: Если будет завоёвана крепость, то не убивается тот, кто является несовершеннолетним, или тот, кто не достиг 15 лет.

Когда имам побеждает кяфиров, ему не дозволено убивать детей, без разногласий. Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, приводит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать женщин и детей (аль-Бухари, Муслим), потому что ребёнок становится рабом, и в его убийстве порча имущества. А если же, он будет захвачен отдельно, то его хукм — убийство того, кто может стать мусульманином…

Раздел: Не убивается женщина и старик, и это так же является мнением Малика, и людей мнения, и это приводится от абу Барка, Муджахида, и ибн Аббас сказал о словах Всевышнего Аллаха: «И не преступайте» (аль-Бакара, 190 аят): «Не убивайте детей, женщин и стариков».
А Аш-Шафии сказал по одному из двух его мнений, и так же ибн аль-Мунзир, что дозволено убивать стариков, потому что посланник Аллаха сказал: «Убивайте стариков многобожников, и оставляйте в живых молодых». (Абу Дауд, ат-Тирмизи) И потому что Всевышний Аллах сказал: «Убивайте многобожников». (аль-Тауба, 5 аят) И этот аят является общим и охватывает так же и стариков. Ибн аль-Мунзир сказал: «Я не знаю довода в оставлении убийства стариков, который конкретизирует общий смысл аята, и они является кяфирами, от которых нет пользы».

А по нашему (ханбалитов) мнению:

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не убивайте старика, ребёнка и женщину». (Абу Дауд) Это же приводится от абу Бакра, когда он завещал Язиду, когда направлял его в Шам, сказав: «Не убивайте женщину, ребёнка и старика». Это приводит Саид. Потому что старик не считается из людей сражения, поэтому он не убивается, как и женщина. Как на это указал Пророк: «Почему она была убита, ведь она не сражалась?!» Поэтому из аята исключаются те, кого мы упомянули. А что касается хадиса, который они упоминают, то под ним подразумевается старик, в котором есть сила для сражения, или который помогает своим мнением (советом, наставлением) или управлением, объединяя оба эти два хадиса…

Раздел: Не убивается инвалид, слепой и монах, и разногласие насчёт них, такое же, как насчёт старика, и доводы, которые там, такие же как и тут.

А по нашему мнению: Они не считаются из людей сражения, поэтому они похожи в этом на женщину. А что касается монаха, то приводится от абу Бакра, что он сказал: «Ты найдёшь людей, которые удержали (заперли) свои души, поэтому оставь их, пока Аллах не умертвит их, на их заблуждении». Потому что они не сражаются из-за религиозности, и они похожи на тех, кто не может сражаться.

Раздел: Не убиваются рабы, и об этом сказал так же аш-Шафии, потому что есть слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Догоните Халида, и прикажите ему, чтобы он не убивал детей и рабочих». И они становятся рабами для мусульман, поэтому они похожи в этом на женщин и детей.

Раздел: Те, которые сражаются, из тех, кого мы упомянули, то дозволено их убить, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убил в день Курайза женщину, которая скинула камень на Махмуда ибн Саляму. И так же если из этих категорий людей есть те, которые помогают своим мнением на войне, то их можно убить, потому что Дурейд ибн ас-Самма был убит в день Хунейна, хотя он был стариком, однако он помогал своим мнением, и посланник Аллаха не порицал его убийство. Потому что помощь мнением является одной из больших помощей на войне…

Вопрос: Те из них, кто сражается, из числа женщин, монахов и стариков, то они убиваются на поле боя, и мы не знаем насчёт этого разногласия. Это сказали аль-Аузаи, ас-Саури, аль-Лейс, аш-Шафии, абу Саур, люди мнения, и от ибн Аббаса пришло, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо убитой женщины, в день Рва, и спросил: «Кто её убил?» Один человек сказал, что он, на что Пророк спросил: «Зачем?» Тот ответил, что она пыталась отнять у него меч, тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал. И так же приводится, что он сказал насчёт другой убитой женщины: « За что её убили, ведь она не сражалась?» И это указывает на то, что он запретил убивать женщину, если она не сражается, и эти категории не убиваются, потому что обычно они не сражаются.

Раздел: А что касается больного, то из этой категории убивается тот, кто, если был бы здоровым, сражался бы, потому что это подобно добиванию раненого, кроме как если он будет болеть постоянной болезнью, от которой никогда не вылечится. В таком положении он будет в положении инвалидов, потому что от него нет опасности, что он будет сражаться.

Раздел: А что касается рабочего, который не сражается, то его оставляют, потому что приводится от Умара, что он сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении рабочих, которые не выходят против вас с войной». И сказал аль-Аузаи: «Не убивается пахарь, если известно, что он не является из числа сражающихся». Аш-Шафии сказал: «Он убивается, если кроме как он не будет выплачивать джизья, потому что он заходит в общее понимание слова, многобожники. А по нашему мнению, Амр сказал: «Сподвижники посланника Аллаха не убивали их, когда захватывали города». Потому что они не сражаются, и в этом они похожи на монахов и стариков». (аль-Мугни, 9/248-251)

Так же сказал ибн Кудама: «Раздел: Если женщина будет стоять в рядах сражающихся кяфиров, и будет ругать мусульман или же открываться для них (свои части тела), то дозволено стрелять в неё намеренно, потому что Саид приводит от Хаммады ибн Зейда, от Аюба, что Икрима сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал Таиф, показалась женщина и открыла свою переднюю часть (половый орган), тогда он сказал: «Стреляйте в неё», и тогда один из мусульман выстрелил в неё и попал прям в эту часть». И дозволено в этом положении смотреть на её половый орган для необходимости, чтобы попасть. Так же дозволено стрелять в женщину, если она собирает для них стрелы, или поет их водой, или побуждает их к сражению, потому что она будет в таком случае в положении сражающихся, и такое же положение у ребёнка, старика и других категорий». (аль-Мугни, 9/231)

 

4) Шафииты.

Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, пришёл к мнению, что дозволено убивать всех за исключением женщин и детей, если только они не участвуют в сражении, а насчёт  монаха и старика от него передаётся два мнения.

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Что же касается стариков неверующих, то если среди них есть обладатель мнения, то они убиваются, а насчёт монахов есть разногласие. Малик и абу Ханифа сказали, что они не убиваются, но более верное мнение в мазхабе аш-Шафи, что они убиваются». (Шарх Муслим, 12/48)

Пришло в «Мугни аль-Мухтадж» следующее: «Запрещено убивать ребёнка, сумасшедшего, рабов и женщин, и так же гермафродита, который не различается, мужчина он или женщина, потому что есть запрет об убийстве детей и женщин, которые приводятся у аль-Бухари и Муслима, и к ребёнку присоединяется сумасшедший, а к женщине гермафродит, потому что есть вероятность, что он женщина».

 

Примечание:

Из этого есть следующие исключения:

1) Если мусульманин, который находится при смерти от голода, не находит ничего из еды, кроме как убить их и съесть, по более правильному мнению, как приводится в «Рауда» в разделе «Еды».

2) Если они сражаются, то дозволено их убийство.

3) В положении необходимости можно прикрываться ими как щитом.

4) Если женщины являются из народа, у которого нет Писания, как дахриты или поклоняющиеся идолам, и они отказываются принимать Ислам, то аль-Маварди сказал, что они убиваются по мнению аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

5) Если женщина или гермафродит ругают Ислам или мусульман, то их дозволено убить…

Так же дозволено убийство монаха, рабочего, старика, слепого, инвалида, того у кого отрублена нога и рука, даже если они находятся в рядах, и не сражаются и не помогают мнением, по более правильному мнению, из-за того, что они заходят в общее поминание аята: «Убивайте многобожников», и потому что они свободные. Поэтому их можно убить, как и других.

По другому мнению, их нельзя убивать, потому что они не сражаются, и они в этом похожи на женщин и детей.

И место разногласия насчёт того, если они не сражаются, а если они сражаются, то они все убиваются.

Под монахом подразумевается поклоняющийся христианин; сюда заходит старик, молодой, мужчина, женщина. И мы предостереглись словами: «не помогают мнением», потому что если кто из них будет помогать мнением, то они убиваются. Нельзя убивать послов, потому что в сунне есть об этом упоминание.

И если дозволено убить тех, кого мы упомянули, то их так же можно сделать рабами, и вместе с ними берутся в плен их женщины, дети, сумасшедшие, и их имущество становится трофеем…» (Мугни аль-Мухтадж 4/222,223)

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 ИА ИсламДин

О admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.