Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятая (Часть 3)

Амалии истишхадии. Часть 3

Второе положение:   Шариат пришёл с тем, что уравнивает человека послужившего причиной в действии, на степень того, кто выполняет это действие.

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Шариат уравнивает послужившего причиной в действии, на степень того, кто делает это действие, полностью равноценно в грехе и в награде». (Тарик аль-хиджратейн, стр. 526)

Этому правилу свидетельствует следующие тексты:

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, оскорбление родителей — это один из больших грехов!» У него спросили: «О Посланник Аллаха! Как же может человек оскорблять собственных родителей?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Так получится, если он станет ругать отца другого человека, а тот примется ругать его отца, и если станет он ругать мать другого человека, а тот примется ругать его мать». (Муслим, 92/1)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал послужившего причиной ругани своих родителей, как того, кто лично участвует в этой ругани, и сказал, что он делает один из больших грехов, вместе с тем, что ругает другой человек, и от него в действительности не вышло ругани, подумай же об этом.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах проклял как того, кто берет деньги у ростовщиков, так и того, кто занимается ростовщичеством и обоих свидетелей и писца», и так же сказал: «Они одинаковы» (Муслим, 3/1219)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о том, что хукм того, кто пишет, свидетельствует, такой же, как и того, кто берёт и занимается, хоть они и не взяли из ростовщичества ничего.

Сказал аль-Мунави, да помилует его Аллах, насчёт слов: «Они одинаковы», следующее: «Их положение таково, потому что они оба знают, что это ростовщичество, потому что из них есть тот, кто сам делает, и есть тот, кто является причиной в этом. И они оба грешники. Один из них из-за действия, другой из-за причины действия».  (Фейд аль-Кадир 5/268)

Он сравнял положение являвшегося причиной с положением делающего, как это явно видно.

Из этого же, слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто положит начало хорошей сунне, то он получает награду, как за нее, так и награду тех, кто придерживался ее после него, причем от их награды ничего не уменьшается. И точно так же: кто положит начало плохой сунне, то он получает грех, как за нее, так и грех тех, кто придерживался ее после него, причем от их греха ничего не уменьшается». (Муслим, 4/2059)

И из этого явно видно, что ставший в причине чего-либо, как делающий это — они одинаковы в точности.

И так же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто призовёт к верному руководству, тот получит такую же награду, как и тех, кто за ним последует, без уменьшения из их награды, а кто призовёт к заблуждению, тот получит такой же грех, как и тех, кто за ним в этом последует, без уменьшения из их грехов». (Муслим, 4/2060)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что тот, кто является причиной прямого пути человека, посредством своего призыва, ему будет такая же награда, как того, кто пошёл по прямому пути посредством него. И точно так же с тем, кто является причиной в заблуждении кого-либо, на нём будет такой же грех, как того, кто заблудился посредством него. Потому что первый тратил свои силы для наставления на прямой путь, а второй для заблуждения, и каждый из них был уравнён с положением того, кто сам делает это действие, и это является Шариатским правилом, как об этом упоминается в этом месте». (Мифтах дар ас-Саада, 1/62)

И из этого правила исходят частицы:

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Аналогия, и справедливость требует, что тот, кто является причиной в порче имущества человека, то он отвечает за то, что испорчено, потому что оно испортилось по его причине, и то, что испорчено по причине, как то, что было испорчено действующим лицом». (Илям аль-мувакиин 2/65)

А так же его слова, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны насчёт хукма помощника: его хукм, как того, кто участвовал в джихаде, и не обусловлено в делении трофеев и награде, чтобы каждый участвовал в сражении». (Задуль-Маад 3/421)

Так же слова шейхуль-Ислама, да помилует его Аллах: «Если разбойники являются группировкой, и один из них убил, а другие были его помощниками, то некоторые сказали, что убивается только убийца, однако большинство на том, что убиваются все, даже если их было сто человек. И тот кто помогает и тот кто делает, являются одинаковыми, и это пришло от праведных халифов, ибо поистине Умар, да будет доволен им Аллах, убил дозорного разбойников, человека, который сидит на высоком месте и смотрит кто идёт, и потому, что убийца смог убить только потому, что ему помогали». (аль-Маджмуа 28/311)

И в «аль-Мухаззаб» сказано: «Возмездие обязано на того, кто был причиной и делал». (2/177)

А так же из этого, мнение об обязанности выкупа за убийство по ошибке, когда человек является причиной, как например, вырыть колодец на дороге, в который упадёт человек, или же как, например, поставить сеть, которая зацепит человека, и после он погибнет от этого.

На таком лежит выкуп, хоть он и не участвовал лично в убийстве, однако от того, что стал причиной в убийстве человека, за него платится выкуп, и он защищён он возмездия, потому что у него не было намерения.

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Глава четвёртая: Что обязывает выкуп, и каков хукм колдовства.
В этом пять сторон, первое: Причина является обязательным в убийстве человека, и в том, что ниже этого, точно так же, как является обязательным в прямом действии». (Рауда ат-Талибин 9/313)

Сказал ибн аль-Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны в том, что на убийце по ошибке лежит искупление, без разницы, являлся убитый мужчиной или женщиной, и так же это обязано в убийстве молодого или взрослого, всё равно, убил он сам или стал причиной этого, как например, раскопал колодец, или поставил нож, или же лжесвидетельствовал, и об этом сказали Малик и ащ-Щафи». (аль-Мугни, 7/400)

И, в общем, слова учёных и их практика к этому правилу «уравнивание ставшего причиной в положение того, кто сам это сделал» — очень много, и в том, что мы упомянули этого достаточно.

И практикуя это правило, ясно выявляется для нас без каких-либо малейших усердий правильность того, что мы утвердили до этого, что связь хукма с «убийством души» насчёт дозволенности или запрета этого, связана никак ни с явной картиной этого, посредством которой происходит убийство. Потому что в Шариате Аллаха нет различия между тем, кто убил себя сам, и тем, кто сделал действие, которое он знает, что оно приведёт к его смерти. Потому что ставший причиной в действии, такой же, как тот, кто сам делает действие. Оттуда и берётся, что связь хукма связана с целью и намерением, а ни с чем-то другим.

И это то, на что указывают доказательства учёных:

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу, в «Книге принуждения» в своём достоверном сборнике, сказав:
«Глава: Тот, кто предпочёл удары, смерть и унижение над неверием».

После чего привёл хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное, любит человека только ради Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». (аль-Бухари, 6/2546)

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Глава: Тот, кто предпочёл удары, смерть и унижение над неверием». Уже прошло указание насчёт этого в предыдущей главе, и то, что Биляль был из тех, кто предпочёл удары и унижение над произношением неверия, и так же Хаббаб упомянутый в этом разделе, и те, кто был упомянут с ним, и то, что родители Аммара погибли под мучениями…

И сторона озаглавления главы этими словами: Сравнение между ненавистью к куфру и ненавистью к вхождению в Огонь, и смерть, (получение) ударов и позор легче для верующего, чем войти в Огонь. И поэтому это будет легче, чем куфр, если он выберет взятие на более жёсткое. Это упомянул ибн Батталь, и сказал так же: «В этом есть довод для маликитов». И ибн ат-Тин сказал, что учёные единогласны в том, что смерть предпочитается куфру, и это является доводом над теми, кто говорит, что произнести куфр является лучшим, чем терпеть смерть. И приводится от аль-Муххаляба, что некоторые люди отказались от этого, и взяли за доказательство аят: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам». (ан-Ниса, 29)

Но в этом нет довода, потому что после этого аята идёт следующий: «Мы сожжём в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко». (ан-Ниса, 30) Он связал это с этим, и тот, кто погубит себя в подчинении Аллаху, не является несправедливым и не является преступившим границу, и учёные единогласны о дозволенности погрузиться в сражении в места гибели». (Фатхуль-Бари, 12/316)

То, что нас сейчас интересует, это последние слова ибн Хаджара, да помилует его Аллах, которые он привёл от аль-Муххаляба, и подумавший об этом выйдет со следующим выводом:

Первое: Есть некоторые учёные, которые пришли к запрету выбора смерти над куфром, и взяли за довод аят: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам». (ан-Ниса, 29) И посчитали человека, который выберет смерть — убившим себя. И из явного очевидного  является то, что в этом положении он убивает себя не сам, а посредством других.

И это указывает на то, что мы утвердили насчёт ошибочности разделения между тем, когда человек убивает себя своими руками и между тем, когда он делает это посредством других. Оба случая охватывают запрет, который пришёл в аяте насчёт убийства души, применяя правило, что тот, кто послужил причиной, является одинаковым в хукме того, кто сам это сделал, и не нет никакой разницы.

Второе: То, что ибн Хаджар, да помилует его Аллах, привёл насчёт опровержения этим учёным. В этом есть утверждение, что выбор смерти над куфром является убийством души, однако это является законным, взяв за доказательство следующий аят: «Мы сожжём в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко». (ан-Ниса, 30). Он связал это с этим, то есть, убийство души является запретным в положении переступания границы и несправедливости, какой-бы не был внешний вид. И то, что, кто погубит себя в подчинении Аллаху, не является несправедливым и преступившим.

Третье: Его слова: «Учёные единогласны о дозволенности погружаться в сражении в места гибели», привелись насчёт опровержения этим учёным. Ясным считается то, что забегание в места гибели на джихаде является убийством себя, однако исключением запрета на это из аята является то, чтобы это не было со стороны несправедливости и преступления границы, потому что это происходит на пути Аллаха!

И уже упоминались слова шейхуль-Ислама, да помилует его Аллах: «Необходимо верующему разделять между тем, что Аллах запретил, когда целью человека служит убить себя, или быть причиной в своей смерти, и между тем, что Аллах узаконил из продажи верующих их душ и имуществ». (Маджмуа аль-Фатава, 25/281)

И он, да помилует его Аллах, не разделил между тем, когда человек убивает себя сам и когда становится причиной в этом, и он сказал, что оба эти вида запрещены.

Напротив этого, он сказал, да помилует его Аллах, так же насчёт истории юноши и людей у Рва: «В истории людей у Рва приводится, что юноша приказал убить себя для пользы религии… и если человек делает то, в чём он убеждён, что его смерть послужит для пользы религии, то это является джихадом». (Маджмуа аль-Фатава, 28/540)

Он сказал, что юноша убил себя, вместе с тем, что он был убит рукой правителя, исходя из правила, которое мы упомянули.

Отсюда становится ясным, что нет разницы в Шариате между тем, кто убил себя, и между тем, кто убивает себя посредством другого. Является одинаковым в хукме насчёт запрета этого, если это убийство исходит из самоубийства, и так же это является дозволенным, если это исходит из джихада на пути Аллаха.

И так же узнаётся, что текст насчёт юноши, считается текстом, который дозволяет проводить амалии истишхадии в сегодняшнем её виде, потому что юноша являлся причиной своей смерти. Поэтому ибн Теймия сказал: «Юноша приказал убить себя». Поэтому смерть юноши и сегодняшние амалии объединяются в Шариате Аллаха в хукме. Смерть для возвышения религии Аллаха, с выделением амалии, принесением тяжелого вреда кяфирам, устрашением, и оставлением больших следов в их рядах, — это является более достойным в дозволенности с этой стороны.

Так же с другой стороны можно взять за доказательство насчёт законности истишхада то, что пришло в конце этой истории после того, как юноша погиб: «Люди сказали: «Мы уверовали в Господа юноши»». Королю сказали: «Это то, чего ты боялся, люди уверовали». Тогда он приказал вырыть и разжечь ров, и тот, кто не отвернётся от религии, бросать туда, или приказывать, чтобы он сам кидался в него.

И они это сделали, и когда очередь дошла до женщины с грудным ребёнком, она замешкалась, и тогда её ребёнок сказал ей: «О мамочка, терпи, ибо поистине ты на истине». (Муслим, 4/2299-2300)

Эти верующие не ждали того, чтобы эти кяфиры убили их, или кинули их в огонь, наоборот, они сами бросались в него, сами выбирая это, и они не считались из числа самоубийц. Потому что они сделали это для возвеличивания религии, и поэтому Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, похвалили их, и сделали их примером для других вместе с единогласным мнением, что если бы они сделали это ни с этими намерениями, они бы считались самоубийцами. И отсюда узнаётся ещё раз, что хукм связан с намерением, а не внешним видом. Подумай же об этом.

И если было позволено этим верующим кинуть себя в огонь, самим выбирая это, вместе с тем, что польза в этом была только с одной стороны, а это возвышение религии, и они не причинили никакой минимальный вред в рядах врага, что же говорить тогда о том, если польза, которая вытекает из убийства души имеет несколько сторон, вместе с возвышением религии присутствует нанесение ущерба, ослабление рядов тагута, устрашение их, придавание смелости мусульманам, и придавания им отваги против врагов Аллаха. И ещё распространение духа джихада в Умме, с дозволения Аллаха! Нет сомнения, что дозволенность этого вместе с истеканием этих многих польз, является намного предпочтительней и лучше.

И подумай об этом удивительном событии, во времена Салахуддина, которое упомянул ибн Касир, да помилует его Аллах, когда европейцы осадили город Акко: «В месяц джумадаль-уля осада города Акко усилилась со стороны европейцев, да проклянёт их Аллах. Они окружили всё со всех сторон, и к ним пришёл английский король с большим войском, и те мусульмане были испытаны сильнейшим испытанием, до которого они ещё не были так испытаны. И тогда жители города забили в барабан, и это было знаком между ними и султаном, и тогда султан приблизился к городу и забил в барабаны, чтобы отвлечь кяфиров от города, потому что они окружили его со всех сторон и поставили семь катапульт, которые били по городу днём и ночью…

И английский король встретил большой корабль мусульман, который направлялся из Бейрута, и который был наполнен оружием и провизией, и хотел захватить его. И у него стояло 40 кораблей, которые ничего не пропускали в город. На корабле было 600 человек, из числа героев и храбрецов, и они все до последнего погибли, когда их окружили. И они поняли, что либо смерть от них, либо утонуть. Они пробили корабль со всех сторон и утонули, и кяфиры не смогли ничем завладеть, ни оружием, ни провизией. И мусульмане очень сильно опечалились из-за этой беды, поистине все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение». (аль-Бидая уа ан-Нихая, 12/342)

Эти мусульмане убили себя, утопив, чтобы тем самым враги не смогли узнать секреты, и чтобы они не взяли оружие и провизию, хотя их было 600 человек, и они были героями и храбрецами, у них была сила, чтобы хоть как-то противостоять врагу и навредить ему. Однако когда они посчитали, что дело в конце придёт к их поражению, они решили убить себя, и посчитали, что вред утопления себя, хотя их было много и они были героями и храбрецами, является меньшим вредом, чем попасть в плен, и чтобы враг завладел оружием и провизией, и они пожертвовали своими душами, да помилует их Аллах.

И нет сомнения, что сегодняшний вид истишхадии намного легче чем действие этих воинов, потому что вид сегодняшней истишхадии не заканчивается только на смерти одного или нескольких мусульман, однако вместе с возвышением религии присутствует нанесение ущерба, ослабление рядов тагута, устрашение их, придавание смелости мусульманам, и придавания им отваги против врагов Аллаха, и ещё распространение духа джихада в Умме, и другие пользы.

Был спрошен шейх Мухаммад ибн Ибрахим о том, что встречают алжирцы из числа муджахидов, из мучений и наказаний, когда попадаются в плен к французам, чтобы они признались и донесли на мусульман и открыли их секреты; разрешено ли им (пленникам) убивать себя, чтобы не выдавать секретов мусульман?

На что он ответил: ”Французы в эти годы укрепились в войне и используют сыворотки правды, когда к ним попадается в плен кто-нибудь из алжирцев, чтоб узнать насчёт припасов и засад. И быть может тот, кого возьмут в плен, может являться из больших людей, и может сообщить, что в таком-то и таком-то месте лежит то-то и то-то. Этот укол одурманивает его какое-то время, и он говорит только правду. К нам приходили алжирцы, которые причисляют себя к Исламу и говорили: “Можно ли человеку убить себя, боясь, что его уколют этим веществом?” А так же: “Я умру и буду шахидом”. Вместе с тем, что его ещё будут мучить разными мучениями. Мы сказали им: “Если это так, как вы описываете, то можно, и из доказательств: ”Мы уверовали в Господа юноши”, а так же слова некоторых учёных: ”Если лодка…” Однако, тут есть колебание, из-за того, что он сам себя убивает, однако вред этого (распространение секретов) больше чем этот вред (убийство самого себя), и правило явное (брать меньший вред) и к тому же, он по любому будет убит”. (Фатава 6/207-208).

Это фетва шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, довела ещё больше, что мы хотели, потому что если пленнику можно убить себя, для того, чтобы сохранить секреты мусульман, то нет сомнения, что более достойным является сказать о дозволенности истишхадии. Потому что муджахид в основе хочет убить врагов, а что касается пленника, то он убивает только себя, и никого другого, защищая своих братьев муджахидов, хоть мы и принимаем, что спасти и сохранить мусульман является лучшим, чем убить кяфиров. О Аллах помоги Исламу и возвеличь мусульман, Амин!

Однако более важное, что упоминается в этой фетве, это то, что она утверждает для нас общую основу, в которую заходит разные виды, а это убийство души на пути Аллаха. Оно является законным делом, которое полностью выходит из вида самоубийства, и человек совершивший это, если у него были правильные намерения, является из числа шахидов, которых охватывают слова Всевышнего Аллаха: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (аль-Бакара, 207 аят), а так же: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние». (ат-Тауба, 111 аят)

И подобные аяты, и Аллах покровитель успеха, и вся хвала Ему Одному.

 

Примечание:

Из того, что упоминалось нам, выяснилось: законность истишхадии, в сегодняшнем её виде, без малейших сомнений, и эта законность взята из текстов и частных доказательств, из нашего Шариата. Поэтому отсюда следует: Её положение не нуждается в том, чтобы выводить её из общих правил, или же из правила «даруры» (острой необходимости), потому что её дозволенность очевидна сама по себе, и оно построено на частных доказательствах.

Однако, для завершения исследования и для объятия этого вопроса больше чем с одной стороны и для научной пользы мы говорим:

Вопрос истишхадии в своём виде похож с некоторых сторон на другой вопрос из вопросов фикха джихада, а это — вопрос убийства мусульман, которыми прикрываются враги, чтобы защитить себя, и это является вопросом, который дозволили учёные, и насчёт этого дальше пойдёт отдельный разговор.

Сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах: «Имамы единогласны в том, что если неверующие будут прикрываться верующими как щитом, и есть страх за мусульман, что они оставят сражение, то тогда дозволено стрелять в их сторону, взяв за цель кяфиров, а если нет страха, то это так же дозволено по одному из мнений учёных». (аль-Маджмуа 28/537)

В вопросе щита мусульманин-муджахид убивает другого мусульманина, с целью добраться до убийства кяфира, а в вопросе истишхада он убивает себя, намереваясь добраться до кяфиров.

И поэтому становится ясным как солнце в середине дня, что мнение о дозволенности истишхада более предпочтительно с двух сторон:

Первая сторона:

Вопрос убийства мусульманина, которым прикрылись как щитом, построен на правиле острой необходимости, и отвержение более большого вреда малым. И нет текстов или частных доказательств насчёт дозволенности убийства мусульманину другого мусульманина, потому что кровь мусульман защищена, и их неприкосновенность является самым большим перед Аллахом, и нет никакого доказательства насчёт дозволенности проливать кровь мусульманина ни ради пользы, ни ради другого — кровь мусульманина защищена защитой Ислама, кроме как по его праву.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кровь мусульман является равной…» (Абу Дауд 3/80).

Поэтому есть единогласное мнение о том, что нельзя никому из мусульман кидать себя с корабля в море, которое близко к тому, чтобы потонуть, даже если в этом будет спасение для других мусульман, или же они спасутся все вместе, или же утонут все вместе. (Тафсир аль-Куртуби 15/126)

Так же сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны на том, что если кто-то будет принуждён убить другого, то ему нельзя этого делать, или же нарушать его честь, хлестая кнутом и другим, и он должен терпеть испытание, которое к нему спустилось, и ему нельзя спасать себя через другого, и он должен просить Аллаха благополучия в обоих мирах». (Тафсир аль-Куртуби, 10/183)

Сказал Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах: «Тукья (маскировка) дозволена верующему до Судного Дня, кроме как если в убийстве души, которую запретил Аллах». (Фатх аль-Бари 12/314)

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «То есть, нет оправдания тому, кто был принуждён на убийство и убил, предпочтя себя над другим». (Фатх аль-Бари 12/314)

И кто дозволил — вместе с тем, что мы упомянули — убийство муджахидом щита из числа мусульман, чтобы добраться до кяфиров, ему необходимо исходя из основы так же дозволить то, чтобы муджахид убил себя, чтобы осуществить ту же цель. А что же тогда, если это убийство было на пути Аллаха, которое является законным само по себе, исходя из частых доказательств, и тем более, даже гибель души на пути Аллаха само по себе является утверждённой шариатской основой, как это уже прошло.

Вторая сторона:

И это дополнение к первой стороне, и она построена на ней.

Убийство другого является худшим, чем убийство самого себя, и Аллах знает лучше. (Хоть некоторые пришли и к другому мнению)

Сказал Всевышний Аллах: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (ан-Ниса, 93)

Сказал шейх ас-Сади, да помилует его Аллах: «Во всех видах больших грехов, не пришло более большей угрозы, чем это, и так же не пришло подобной ей». (Тафсир ас-Сади)

Так же, поистине, самоубийство связано с правом души, а убийство другого связано с правом чужого, и чужие права более выше в Шариате Аллаха, чем собственные.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В Судный день) несправедливость будет трех видов: несправедливость, которую Аллах не простит, несправедливость, которую Он простит, и несправедливость, которую Он не оставит[1]. Первый вид, это многобожие, сказал Всевышний Аллах: «Поистине ширк является великой несправедливостью» (Лукман, 13). Второй вид, который Аллах простит, это несправедливость раба к самому себе в отношениях между ним и его Господом. А третий вид, который Аллах не оставит, это несправедливость рабов друг к другу». (Сахих аль-Джами/ 3961)

От Салмана, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Грех не будет прощён, грех не будет оставлен, грех будет прощён. Что касается греха, который не будет прощён, то это многобожие. Что касается греха, который будет прощён, то это грех раба к самому себе в отношениях между ним и его Господом. А грех, который не будет оставлен, то это грехи рабов по отношению друг к другу». (Маджма аз-Заваид 10/348)

Сказал имам ибн аль-Касир, да помилует его Аллах: «Что же касается требования убитого убийце в Судный День, то это является правом из прав людей, и он не спадает простым покаянием, и это необходимо вернуть, и нет разницы между убитым, сворованным, отобранным, обвинённым в прелюбодеянии и остальных прав людей. Есть единогласное мнение, что оно не спадает простым покаянием, однако это необходимо вернуть, для того, чтобы покаяние было правильным. А если это невозможно, то тогда это будет требоваться в Судный День. Однако из этого не исходит, что из-за требования прав, у него не будет воздаяние, потому что, быть может, у убийцы есть хорошие дела, которые будут отданы тому, кого он убил, и у него они ещё останутся, и он зайдёт в Рай. Или же Аллах может заменить убитому из Своей милости из числа дворцов Рая и его наслаждения, или же поднятия его степени и подобно этому, а Аллах знает лучше». (Тафсир ибн Касир 1/538)

И это всё указывает на то, что убийство другого хуже, чем самоубийство.

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу в своём достоверном сборнике: «Глава о том, что пришло насчёт убийства души». (аль-Бухари, 1/459)

После чего упомянул под этим три хадиса, которые пришли насчёт угрозы самоубийце. Из этого:

Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто убьёт себя железом, будет наказываться (мучиться) им в Огне Джаханнама». (аль-Бухари, 1/459)

Сзазал ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Его слова: «Что пришло насчёт самоубийства», ибн Рашид сказал: «Цель этой главы, хукм убийцы души, однако то что упомянуто в этой главе, более частное, чем название главы, и он тем более хотел присоединить к убийце самого себя убийцу другого, потому что если пришла угроза насчёт самоубийцы, который не преступил против другого, то тем более это имеется ввиду насчёт того, кто преступил против другого». (Фатх аль-Бари 3/227)

Поэтому, если муджахиду дозволено убить другого мусульманина, когда его используют как щит, чтобы добраться до кяфиров, то тем более можно убить себя, чтобы осуществить ту же цель, вместе с тем, что мы повторяли, что это узаконено Шариатом само по себе, для возвеличивания религии, и для ослабления и нанесения ущерба врагу, и это является милостью Аллаха, которую Он дарует кому пожелает.

 

_________________________

[1] Имеется в виду, что будет обязательно расчет

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 ИА ИсламДин

О admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.