Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятая (Часть 2)

Амалии истишхадии. Часть 2

Четвёртое доказательство: Законность губить душу, стремясь к шахаде.

 

И это более частное чем то, что мы упомянули до этого, и на это указали многие тексты:

Передаётся от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал, что слышал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, если бы это не создавало трудностей для мусульман, то я не остался бы позади ни единого отряда, принимающего участие в войне на пути Аллаха, но у меня нет возможности посадить (всех) их верхом и сами они не в состоянии (сделать этого). И клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, хотел бы я сражаться на пути Аллаха и быть убитым, потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым, а потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым». (аль-Бухари, 6/2641)

Этот хадис, самый великий из хадисов, который указывает на законность губить душу, стремясь к шахаде. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, господин сынов Адама, и самый высокий положением перед Аллахом, последний из пророков, стирающий все предыдущие религии, заступник в День Воскресения, и он говорит: «И клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, хотел бы я сражаться на пути Аллаха и быть убитым, потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым, а потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым».

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом словами: «Глава: Мечта получить шахаду». (3/1030)

А так же назвал им другую главу: «Глава: О том, что пришло в мечтании о шахаде и о том, кто мечтает о ней». (6/2641)

В версии от аль-Араджа приводится, от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, поистине, хотел бы я сражаться на пути Аллаха и быть убитым, потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым, а потом (снова) сражаться на пути Аллаха и быть убитым», и абу Хурейра говорил трижды: «Свидетельствую перед Аллахом». (аль-Бухари, 6/2641)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Никто из вошедших в рай не пожелает возвращаться в мир этот (даже если предложат) ему всё, что есть на земле, (никто) кроме шахида, который захочет вернуться в мир этот и быть убитым десять раз, увидев, какая честь (ему будет оказана». (аль-Бухари 3/1037)

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом: «Глава: О том, что муджахид мечтает вернуться в этот мир».

Так же приводится от абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, когда он при виде врага сказал: «Поистине, врата рая находятся в тени (ваших) мечей». (Услышав эти слова), какой-то человек в поношенной одежде спросил: «О Абу Муса, ты (и в самом деле) слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это?» Он сказал: «Да». Тогда (этот человек) вернулся к своим товарищам и сказал: «Я передаю вам ”Ассаламу алейкум”», после чего сломал и выбросил ножны своего меча, а потом направился в сторону врага и сражался (этим мечом), пока не был убит». (Муслим, 3/1511)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники двинулись в путь и достигли Бадра раньше многобожников, а когда появились  многобожники, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае ничего не делает раньше меня!»

Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешите к Раю, равному по ширине небесам и земле!»

‘Умайр ибн аль-Хумам аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, неужели Рай равен по ширине небесам и земле?», на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да», и тогда ‘Умайр воскликнул: «Прекрасно, прекрасно!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему ты говоришь «Прекрасно, прекрасно!»?» ‘Умайр ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты будешь среди его обитателей!» Тогда ‘Умайр достал из своего колчана финики и стал есть их, но уже скоро сказал: «Поистине, слишком долгой будет моя жизнь, если проживу я столько, что успею доесть свои финики!» Сказав это, он выбросил свои финики, а потом бросился в бой и сражался, пока не погиб». (Муслим, 3/1510)

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Ухуда: «Если я буду убит, где я буду?» На что Пророк ответил: «В Раю». Тогда этот человек бросил финики, которые были у него в руке, потом пошёл сражаться, пока не был убит. (аль-Бухари, 4/1487)

Передаётся от Абдуллы ибн Масхуда, да будет доволен им Аллах: «Аллах удивляется с мужчины, который сражается на пути Аллаха, и когда люди терпят поражение и бегут с поля боя, он знает, что будет за бегство и что будет за то, если он вернётся, после чего он возвращается, пока не прольётся его кровь, и тогда Аллах говорит ангелам: «Посмотрите на этого моего раба, он вернулся, надеясь на то, что у Меня, и ища снисхождения у Меня, пока не пролилась его кровь»». (Сахих ибн Хиббан 6/297)

Абу Дауд, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Насчёт человека, который продаёт свою душу». (Суннан абу Дауда, 3/19)

Передаётся от Сабита аль-Баннани, да помилует его Аллах, что Икрима ибн абу Джахль, спешился в день Ярмука, и Халид сказал ему: «Не делай этого, ибо поистине твоя смерть среди мусульман очень велика», на что тот ответил: «Оставь меня о Халид, ибо поистине у тебя были ранее благие дела вместе с Посланником Аллаха, а я и мой отец больше всех враждовали против него», после чего он пошёл пока не был убит. (Китабуль-Джихад ибн Мубарака, стр. 56)

Эти тексты как солнце являются ясными в указании законности губить душу, стремясь к шахаде, и пришло от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К лучшим людям относится человек, держащий своего коня за узду на пути Аллаха, летящий верхом всякий раз, когда слышит боевой клич, стремящийся туда, где смерть наиболее вероятна». (Муслим, 3/1503)

Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Неужели вы ожидаете, что нам выпадет что-либо, кроме одного из двух благ?» (ат-Тауба, 52), сказал ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах: «Одно из двух благ: победа или шахада». (аль-Бухари, 4/1661)

И когда в битве при Му’те мусульман постигло от врагов то, на что у них не хватало сил, Абдулла ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, встал и стал побуждать людей на смелость, и он сказал: «О люди, клянусь Аллахом, то, что вам ненавистно, это то, ради чего вы вышли, и мы не сражаемся с врагом посредством числа, снаряжений, силы или численности, мы не сражаемся с ними, кроме как посредством этой религии, которой Всевышний Аллах нас почтил, поэтому идите вперёд, это всего лишь одно из двух: или же победа или шахада». Сказали люди: «Клянёмся Аллахом, сказал правду ибн Равваха». (ас-Сикат ибн Хиббана, 2/32)

Аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, составил главу, сказав: «Глава: Кто пожертвовал собой, подставляясь под смерть, надеясь на одно из двух благ». (аль-Кубра, 9/43)

После чего привёл некоторые хадисы, которые уже прошли сверху указывающие на эту главу.

Имеется в виду, что стремление к самой шахаде на джихаде является узаконенным, и даже желаемым действием и нет в этом сомнения.

И уже прошли слова имама аль-Куртуби, да помилует его Аллах, где он сказал: «Учёные разошлись во мнениях насчёт штурма одним человеком на войне, и его погружение в ряды врага. Сказали аль-Касым ибн Мухеймира, аль-Касым ибн Мухаммад, и абдуль-Малики из числа наших учёных (маликитов): «Нет проблем, чтобы один человек пошёл против войска врага, если в нём есть сила, и у него есть искреннее намерение ради Аллаха, что же касается того, что если у него нет силы, то это будет считаться из погибели. Так же сказано: Если он требует шахаду, и у него искреннее намерение, то пусть идёт на них, потому что его цель один из них, и это разъяснено в словах Всевышнего Аллаха: «Из людей есть те, кто продаёт свою душу, стремясь к довольству Аллаха». (аль-Бакара, 207)» (Тафсир аль-Куртуби, 2/363)

Он сказал, что требование шахады само по себе является отдельной целью, которая узаконена для раба Аллаха, для того, чтобы он погружался в ряды врагов.

И ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах, даже сказал после обуславливания позволения имама для поединка: «А если скажут: «Вы дозволяете погрузиться в ряды врагов, хотя это является причиной для смерти», мы скажем: «Вышедший на поединок, — с ним связаны сердца воинов войска, и ожидают его победы, ибо поистине победа (поединка) является радостью для их сердец, и ломание сердец кафиров, а если он будет убит, то напротив. А что касается погружающегося в ряды кафиров, требуя шахады, то от него не ожидается победа, поэтому в этом есть разница»». (аль-Мугни 9/176)

Сказал аль-Бахутий аль-Ханбалий, да помилует его Аллах: «Выход на поединок (один на один) в которой рассматривается позволение имама, это когда человек выходит между двумя рядами, до начала сражения, и призывает противника — отлично от погружения в ряды врага. Во втором случае не рассматривается позволение имама, потому что такой требует шахаду, и от него не ожидается победа или борьба, напротив поединка, в котором сердца воинов войска связаны с ним, и ожидают его победы». (Кашф аль-Кина 3/70)

 

Устранение разницы между двумя видами (нынешним и тем, который был раньше) о том, что можно губить душу на пути Аллаха, и разъяснение того, что у них один хукм и они оба законны.

Из того, что предшествовало о дозволенности одному мусульманину погружаться в ряды большого количества врага, а также единогласное мнение насчёт дозволенности искать места погибели, а также дозволенность губить душу для пользы религии, а также для получения шахады — становится утверждённым для нас очевидность законности губить душу на пути Аллаха, даже если просто стремиться к получению шахады, и ни к чему другому. А так же у нас утверждено, что губить душу — заходить в слова Всевышнего Аллаха: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (аль-Бакара, 207), а так же: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние» (ат-Тауба, 111 аят)

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Основа покупки между творением и Творцом, это замена того, что было в их руках, тем, что более полезно или же равнозначно пользе, поэтому Всевышний Аллах купил у Своих рабов их души и их имущество, которые были пожертвованы в подчинении Ему и для Его довольства. И вместо этого Он даровал им Рай, в замен того, что они сделали, и это великая замена, с которой ничего не сравнивается. И это было сказано в образном выражении из того, что они знают в сделке покупки-продажи: от раба душа и имущество, от Аллаха — награда, и это названо продажей». (Тафсир аль-Куртуби 8/276)

И тут нет разницы между гибелью души с внешнего вида, руками муджахида или же руками его врага, даже если признаем эту разницу, то это разница внешняя формальная, которая не влияет на хукм вблизи или же из далека, потому что суть в действительностях и в смысле, а не во внешних видах и строениях.

И если дозволено погружаться в ряды врага, как это уже прошло, требуя только лишь шахады, то, что же можно сказать о том, что при этом это делается для защиты, принесения вреда и слабости кафирам, устрашения и запугивания их, и вселять ужас в сердца врагов.

А что же касается слова, что это благородное действие — запрещённое самоубийство, потому что оно происходит руками самого муджахида, то клянусь Аллахом, это является большой несправедливостью и обвинением в преступлении, и лживый навет и безрассудство в фатве, которое не утверждено в Шариате и в религии. И это не говоря уже о том, что это слово включает в себя отдаление от пути Аллаха, и их слова будут записаны, и они будут спрошены.

Говорит ибн аль-Каййим: «Клянусь Аллахом, удивительно, где аналогия  и рассматривание смыслов (значений), которые влияют и не влияют на хукм: раздельно и вместе, где слова насчёт подходящих вещей, и рассмотрение польз, изучение причин, и опровержение мнения того, кто вешает на ахкамы отдалённые описания, у которых нет связи с этими ахкамами, и как можно связывать ахкамы с описаниями подходящими на то, что противоречат хукму? И как можно связывать ахкамы просто лишь с выражениями и внешними видами, у которых нет связи между этим и этим, и при этом оставлять подходящие смыслы (значения), которые переходят к нему, и у которых есть связь». (Илям аль-мувакиин 3/182)

И тут есть два положения, посредством которых вопрос станет ясным, если пожелает Аллах:

Первое положение: Причина и связь запрета самоубийства.

Если мы посмотрим на правильную причину, которую Шариат соединил с хукмом самоубийства, и сделал её влияющей на это, мы увидим, что это распоряжение раба тем, что он не владеет распоряжением, которое ему не дозволено, вместе с тем, что это включает в себя гнев от предопределения, и выход против него, и недовольство им, вместе с отчаянием от милости Аллаха, потому что самоубийство — это убийство самого себя, избавляясь от жизни, чтобы защититься от моральной или материальной боли, всё равно будь это убийство в его внешнем виде рукой самого себя или же рукой другого.

Убийство души (самоубийство) имеет два вида: Когда человек убивает самого себя своей рукой, и когда человек делает действие и знает, что это убьёт его рукой другого, и они оба считаются самоубийством в действительности и в хукме, а так же и смыслом в языковом значении и в  Шариате.

«И известно, что запрет следует действительности и вреду, а не имени и виду» (Иляму аль-мувакиин, 3/116)

Поэтому, учёные согласны на том, что нет разницы в запрете самоубийства, между тем, кто убивает себя сам, как например, закалывая, или застреливаясь, и между тем, кто убивает себя посредством другого, как например, человек говорит другому, чтобы он его отравил, или же бросается под колёса машины, или под поезд, и подобно этому, в том виде, когда внешне человек умирает посредством другого, а не от себя.

Все эти виды являются из запрещённого самоубийства, и нет разницы в хукме насчёт запрета, между тем, кто убил себя сам, и между тем, кто умер посредством другого, это разница (внешняя) ни на что не влияет, и вид, который не рассматривается в хукме.

Отсюда узнаётся, что связь хукма с запретом, и причина этого не во внешнем его виде, какая-либо не была бы смерть, а причина в том, что мы упомянули, а это — что раб распоряжается тем, чем он не владеет, в не дозволенном виде, вместе с тем, что это в себя включает из гнева на предопределение и выход против него, недовольство им, и отчаяние от милости Аллаха.

И очевидно, что эта причина и связь, являются очень далёкими от муджахида, который взрывает себя на джихаде, на пути Аллаха, возвышая слово Аллаха, и помогая Его религии, и стремясь к тому, что у Него.

И если мы не разделяем между запретом насчёт того, кто убивает себя сам и между тем, кто убивает себя посредством другого, если целью в обоих случаях является самоубийство, то тогда необходимо также не разделять хукм насчёт дозволенности между тем, кто убивает себя сам, и между тем, кто убивает себя посредством другого, если целью в обоих случаях, это помощь религии и её возвеличивание, и стремление к тому, что у Аллаха.

И кто разделяет во втором положении, между тем, когда муджахид убивает себя своей рукой, и между тем, когда он убивает себя посредством другого, и говорит, что первый вид запретен, и это является самоубийством, а второй дозволен, то в таком случае он обязывает себя, так же разделить в первом положении, между тем, кто убивает себя сам, и между тем, кто убивает себя посредством другого, запретив первое, назвав это самоубийством, и при этом дозволить второй вид, и вывести его из описания запрещённого самоубийства, то есть, когда человек убивает себя посредством другого, а это является очевидной ошибкой.

И если становится понятным ошибочность и неправильность разделения в основе, между внешним видом смерти в положении запрета /самоубийства/ — так же становится понятным ошибочность деления в основе, между внешним видом смерти, в положении дозволенности /истишхада/ и это является предельно ясным.

И отсюда узнаётся, что дозволенность или запрет связаны с целью и намерением, а не с чем-то другим, каким-бы видом это действие не было.

И тут не подойдёт опровержение насчёт того, что намерение не может считаться дозволяющим запретное, и хоть это и принимается как общее правило, однако в этом случае, в частности, оно отвергается, с нескольких сторон:

1 — Запретное убийство души бывает в положении самоубийства, и в таком положении его хукм не изменит никакое намерение, как например, кто убьёт себя для довольства своего любимого, или, показывая свою смелость, или подчиняясь тому, кому он подчиняется и так далее.

А что касается убийства души на пути Аллаха: то это в основе отдельное действие, которое полностью расходится с самоубийством в своём описании, сущности и действительности, это два разных отдельных действия.

2 — Намерение в таком положении не является внешним (отдельным) приходящим делом, как в положении того, кто ворует, чтобы дать милостыню, а намерение здесь является основой из основ действия. А что касается внешнего вида, то действие является его последователем, поэтому тот, кто кинет себя под поезд с намерением самоубийства, является самоубийцей, хоть и не убил себя своей рукой.

3 —  Есть частное доказательство насчёт законности гибели души на джихаде, на пути Аллаха, как об этом подробно было разъяснено.

Сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах: «Что касается слов: «Я хочу погибнуть на пути Аллаха», то это общие слова, и если он сделает то, что приказал Аллах и это приведёт к его смерти, то такой является благочестивым, как например, человек нападает один на врага и в этом есть польза для мусульман, и он убеждён, что его убьют. Это является благим, и насчёт этого Всевышний Аллах ниспослал: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (аль-Бакара, 207)

А так же, например то, как некоторые сподвижники погружались в ряды врага в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А так же аль-Халляль привёл со своей цепочкой от Умара ибн аль-Хаттаба, что один человек напал на врагов один, и люди сказали: «Он бросил себя на погибель», на что он сказал: «Нет, однако, он из тех, о ком сказал Аллах: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (аль-Бакара, 207)».

А если он сделает то, что Аллах не приказывал, и тем самым убьёт себя, то такой является несправедливым, перешедшим границы, как например человек, который искупается в сильный холод холодной водой, и, думая, что, скорее всего это убьёт его, или же, как человек, который будет поститься в Рамадан постом, который приведёт его к смерти, — это всё не дозволено…

Так же приводится хадис от Амра ибн аль-Аса, что однажды в военном походе «Зат ас-салясиль» у него случилось половое осквернение, и он совершил очищение землей (таямум) и молился со сподвижниками в качестве имама. Когда они вернулись домой, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О ‘Амр, ты молился со своими спутниками, находясь в состоянии полового осквернения?!» Он ответил: «Да, о посланник Аллаха, так как я вспомнил слова Аллаха Всевышнего: “Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам”, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посмеялся и ничего не сказал (одобрил его действие).

Амр понял, что поклонение, которое приводит к смерти без пользы, на которое нет приказа, является из запрещённого убийства души, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил  его решение на этом… Поэтому верующему необходимо различать между тем, что Аллах запретил стремление человека убить себя (своей рукой) или быть причиной в своей смерти, и между тем, что Аллах узаконил в продаже верующих своих душ и имущества, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (ат-Тауба, 111), а так же: «Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам» (аль-Бакара, 207), то есть продаёт свою душу.

Тут принимается в расчёт то, что пришло в Коране и Сунне, а не то, что человек считает хорошим или же из того, что он считает противоречащим Корану и Сунне». (аль-Фатава, 25/279-281)

И первое, на что указывают слова шейхуль-Ислама, да помилует его Аллах, это ложность деления между тем, кто убил себя своей рукой, и тем, кто это сделал рукой другого, и что оба случая называются убийством души. Каким бы не был внешний вид, этот вид не влияет на хукм о дозволенности или же запрета.

Во-вторых. Его слова: «и если он сделает то, что приказал Аллах и это приведёт к его смерти, то такой является благочестивым. Как, например человек нападает один на врага и в этом есть польза для мусульман, и он убеждён, что его убьют — это является благим…». Так же осуществляется в «амалии истишхадии» — если сражение по приказу Аллаха и по Шариату Аллаха и на Его пути. И уже прошло выше, что дозволенность нападать одному на врагов связано с намерением и целью, а не с другим.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Что же касается вопроса, когда один нападает на большое количество врагов, то большинство сказали, что это если из-за его смелости, и его предположения, что он этим самым устрашит врага и придаст смелости мусульманам против них, или подобное этому из правильных целей, то это является благим. А когда это будет просто лишь безрассудством, то это запрещено, тем более, если за этим последует слабость для мусульман, а Аллах знает лучше». (Фатхуль-Бари, 8/184-185)

Связанность хукма с дозволенностью, по мнению большинства в этом вопросе, это только намерение и цель, и это так же присутствует, когда раб Аллаха взрывает себя ради Аллаха, для возвышения религии Аллаха, и для её защиты, вместе с тем, что мы уже упомянули, что хукм самоубийства не связан с дозволенностью или запретом во внешнем виде.

Сказал имам ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «И известно, что разница во внешнем виде, без действительности, является «отменённой» (не берётся в расчёт) у Аллаха и Его посланника, а так же в «фитре» Его рабов, потому что в расчёт берутся значение и цели в словах и действиях. Потому что если слова будут разными, но их смысл один, то их хукм так же будет одним, а если слова будут одинаковыми, но их смыслы разными, то их хукм будет разным. И точно так же дела, когда их виды различаются, но их цели одинаковы. И на этом правиле строится приказ и запрет, награда и наказание, и кто поразмышляет о Шариате, обязательно узнает правильность этого». (Илям аль-мувакиин, 3/181-182)

В-третьих. Из его слов — «Амр понял, что поклонение, которое приводит к смерти без пользы, на которое нет приказа, является из запрещённого убийства души, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утвердил его решение на этом…» — понимается, что убийство души, в котором есть польза, является из того, что приказано, а не запрещено, разве существует польза более великая, чем возвеличивание этой религии, и защита от унижения и позора.

В-четвёртых. Его слова: «Поэтому верующему необходимо различать между тем, что Аллах запретил стремление человека убить себя (своей рукой) или быть причиной в своей смерти, и между тем, что Аллах узаконил в продаже верующих своих душ и имущества…» — указывают на то, что мы утвердили до этого, а это то, что основа запрета самоубийства, это цель и намерение, и когда эти цель и намерение уйдут, то это не будет считаться самоубийством, а будет продажей души своему Создателю.

Поразмышляй о словах шейхуль-Ислама, да помилует его Аллах: «…Стремление человека убить себя (своей рукой) или быть причиной в своей смерти…», где он уравнял между тем, когда человек убивает себя сам, и между тем, когда он является причиной в этом. В обоих делах нет разницы в действительности и в хукме, хоть они и различаются в своём виде. И теперь мы перейдём ко второму положению, который является дополнением к тому, что выше…

 

Продолжение следует…

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

О admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.