Страницы истории. Четвертый Имам Мухаммад-хаджи

В 1877 году в местность Анада, где в старину собирались представители андалалских сёл для решения важных вопросов военно-политического характера, съехались представители со всего Дагестана, Чечни, Балкарии и Черкесии. Было принято решение о вооружённом восстании против оккупантской России. Мухаммад-Хаджи был избран четвертым имамом Дагестана. Большинство районов Дагестана вошло под его власть. Профессор М. А. Абдуллаев сообщает, что «все мусульмане, услышавшие о нём, изъявили ему покорность».

Одержав ряд побед, муджахиды взяли под свой контроль весь Дагестан. На сторону восставших перешёл 8-тысячный милицейский отряд, направленный против них. Для подавления восстания русское командование организовало множество карательных экспедиций.
К концу 1877 года восстание пошло на спад.

1 ноября было окружено последнее убежище повстанцев — аул Согратль, который после четырёхдневного ожесточенного сражения был взят русскими. Согратль был полностью сожжён, взорвана Джума-мечеть. Местное население было выселено, частично в соседние хутора, а частью — во внутренние районы России на каторжные работы. Точного количества всех подвергшихся наказанию после восстания нет, их было по разным подсчетам около 10000 человек.

Имам Мухаммад-Хаджи и его активные сподвижники были арестованы и публично повешены в местности Анада вблизи Согратля. 300 муджахидов вместе с имамом приняли мученическую смерть на глазах у отца имама шейха Абдуррахмана-Хаджи ас-Сугури [1] и согнанного по этому случаю огромного количества народа.

Сожжённый Согратль. Ноябрь 1877 года

*****

Среди поэтов Дагестана XIX века, чьё творчество тесно связано с борьбой народа за освобождение Кавказа, видное место занимает Хаджимухаммад ибн Абдурахман ас-Сугури[2] (1812–1870 гг.). Он родился в Дагестане, в ауле Согратль, в семье известного учёного-богослова, сподвижника Имама Шамиля Абдурахмана-хаджи ас-Сугури.

Первоначальное образование Хаджимухаммад получил у своего отца в его знаменитом медресе, затем учился у других известных земляков, таких как Шафи-хаджи, окончившего в Египте исламский университет Аль-Азхар.

Во время Кавказской войны против русских захватчиков Хаджимухаммад был среди активных идеологов газавата. Все своё ораторское искусство, талант учёного и блестящее слово поэта он направлял на воодушевление и призыв народа на борьбу с врагом.

Обращает на себя внимание стиль поэмы, в которой делается акцент не на этнической, а на религиозной доминанте народа. В лексическом арсенале автора отсутствуют слова типа: дагестанцы, горцы, Россия, русские, царь, свобода, независимость и пр. Вместо них он употребляет такие понятия, как благородные, правоверные, мусульмане, бойцы газавата, люди религии, павшие за веру, неверные, кяфиры, Ислам, Шариат и пр.

После окончания Кавказской войны, Хаджимухаммад эмигрировал в Османскую империю. Здесь он пользовался большим авторитетом у представителей власти, был принят султаном Абдул-Хамидом.

 

Отрывки из поэмы «Век-давитель»:

Пришёл к нам век-давитель
И сок выжимает кровавый.
И поит нас из чаши,
Ядами русской державы.

Пьяными от огорчений мы стали,
Хотя до этого не знали вина,
Пришло к нам господство неверных,
Поработило и разрушило наши дома.

И с этим приходом жестоким,
Тьма воцарилась вокруг,
День стал мрачнее ночи:
Замкнулся порочный круг.

А прежде, сколько на неверных охотились
Бесстрашные воины Аллаха!
Также, как на голубей охотятся соколы:
С уверенностью и без малейшего страха!

Сколько на них нападали,
Убивая внезапно: ни один не уйдёт!
Также как львы убивают
Не в меру норовистый скот.

 

О Гази-Мухаммаде:

Гази-Мухаммад покорно принял Имамат,
Заботливо повёл народ туда, где правит чистый шариат,
Вернул закон Аллаха он в жилища мусульман,
И о забытом вспомнили Чечня и Дагестан.

Он, несомненно, был имамом
Великого, пречистого Ислама,
Он соблюдал небесный шариат
Со справедливостью: имам, гази и брат.

 

О Гамзат-Беке

Сражался он на верном пути джихада,
Старание его было прекрасным среди всех людей,
Он — второй имам и ждёт его награда,
За праведность и стойкость славных дней.

 

Об убийстве Гамзат-Бека

Вот кучка несчастных замыслили злое:
В Джума-мечети настиг его рок..
Рассеялось в те дни единство былое,
И кровь благородного омыла мечети порог.

Продажные наибы Шамиля
Его обманули друзья его подлые,
И друг оказался коварней врага…
Наибами были стяжатели злобные:
Народ они держали за дурака.

 

Эпилог
Этими стихами я не претендую на поэтический дар,
Даже если в стихах есть часть чародейства,
Однако, я свидетельствовал о том, как жил тогда млад и стар,
И сообщил о делах до конца — беспристрастным судейством.

А если и были порочными время и люди моего века,
И народ оказался приведшим в расстройство порядок,
То я, Хаджимухаммад Сугратли, сын достойного человека,
Прошу у Аллаха спасения от огня ада!

 

___________________

[1] Всеми признанный на то время духовный глава горного Дагестана

[2] Он был родным братом четвертого имама Чечни и Дагестана Мухаммада-хаджи

 

Стихи переведены с арабского

Стихотворную форму им придал наш брат абу Усама ар-Руси

 

 

ИА ИсламДин

О admin

Один Комментарий

  1. Абу Усама

    Исламская история Кавказа — история героев. Героев, которых забыли современники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.