Шейх Анвар Авлаки: «Восемь препятствий между мусульманином и Джихадом на пути Аллаха»

Стенограмма:

  1. О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.
  2. Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Сура ат-Тауба 23-24 аяты)

 

Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей».

Дорогие братья, в этом аяте упомянуты восемь преград между мусульманином и Джихадом. В этом аяте говорится о восьми помехах на пути к Джихаду. Что касается других преград/помех, если они только имеют место быть, то они родственны этим восьми, так или иначе взаимосвязаны.

И так, помехи. Номер один: ваши отцы. Именно сегодня, когда эта Умма не особо понимает, какова ее ответственность по отношению к Исламу. Как известно, в Умме любят Аллаха, Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, они стремятся соответствовать тому, что должен из себя представлять мусульманин, они рады своей принадлежности к Исламу. Но, они не особо понимают то, что на них возложил Всевышний Аллах. Они не понимают приказа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Джихад на пути Аллаха сегодня является обязательным.

На сегодняшний день вы крайне редко встретите родителя, кто бы призывал своих детей выйти сражаться на пути Аллаха. Всевышний Аллах говорит, что ваши отцы — помеха, и так оно и есть в наши дни. Большинство отцов в этой Умме — помеха на пути к Джихаду. Отец просто не разрешит сыну выйти сражаться на пути Аллаха. Как сказал Хаттаб (рахимахуЛлах): «Если бы мы слушались своих отцов, то никто бы из нас не вышел на Джихад на пути Аллаха».

Нам придется ослушаться наших родителей. Такое ослушание в данном случае является благом, добрым делом. Слушаться своих родителей является вторым по важности после выполнения своих обязанностей перед Всевышним Аллахом. Стало быть, в этом конкретном случае ослушаться своих родителей будет лишь благом. Потому что ослушаетесь вы их только ради довольства Аллаха. Вы обязаны подчиняться своим родителям тогда и только тогда, когда их распоряжения не выходят за рамки Закона Аллаха. В момент преткновения, когда слово родителей будет противоречить Слову Аллаха, на чьей стороне будет ваш выбор? Аллах, или ваши родители? Ответ очевиден: вы должны быть на стороне Закона Аллаха.

Закон Аллаха превыше всего — это то, чем должны руководствоваться мусульмане. Человек, который в основе послушен своим родителям, но не подчинился их воле и вышел сражаться на пути Аллаха — это является показателем того, что он подчиняется родителям только ради Аллаха, а не слепо следует неким обычаям. Это показывает осмысленность в его подчинении своим родителям. К чему это собственно говорится? — на сегодняшний день многие слушают своих родителей только потому, что есть такой обычай. Но, есть и люди, чья покорность родителям имеет в основе намерение добиться довольства Аллаха. Это значит, что он покорный слову своих родителей только в рамках Закона Аллаха, и, если возникает расхождение/противоречие между словом родителей и Словом Творца — человек отдает предпочтение своему Господу. И такова была первая преграда…

Ваши сыновья (дети). Те, из вас, кто женаты — понимают, насколько драгоценны дети. Сказано в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Дети являются причиной проявления трусости и скупости. (Муснад имама Ахмад бин Ханбаль 29/104). Наличие детей приводит людей именно к таким двум порокам, за исключением тех, на ком Милость Аллаха. Человек становится жмотом/скупым. Почему? — потому что «…о, мне надо кормить семью теперь, детям одежду покупать, кормить их надо, мне сделать то, сделать это…» Таким образом, рука становится слишком сжатой, когда нужно пожертвовать деньги ради Аллаха. Также это заставляет человека думать дважды, прежде чем принять решение о выходе на сражение на пути Аллаха.

Часто, если задать человеку вопрос: «Почему ты не выходишь и не сражаешься на пути Аллаха?» ответом на то будет: «о… мой джихад — это забота о моей семье, это мой джихад». Такой человек одурачивает себя, думая, что забота о семье делает его муджахидом. Его дети, его семья стоят преградой между ним и Джихадом. К сожалению, этот порок постиг и тех братьев, кто отчетливо понимает важность борьбы на пути Аллаха, и они, даже в какой-то момент времени состояли в рядах муджахидов, сражались на пути Аллаха. Просто в один день они женились, обзавелись детьми и почему-то взяли это себе оправданием не участвовать в сражениях на пути Аллаха. Это фитна, которая приковала их к этой Дунье. При всем при этом человек, который женат и у кого есть дети, однажды выйдя на Джихад, получит больше награды, нежели бездетный холостяк. Холостяк, у которого нет никого, о ком бы он должен проявлять заботу.

  • У сахабов, да будет доволен ими Аллах, эта фитна была еще сильней. Они не были женаты на одной — они были женаты на двух, трех, четырех. У них не было так, что бы от силы два-три ребенка — у них было множество детей! У них не было много денег на содержание своих семей, их казна была сурово ограничена, могли себе позволить только самое необходимое. Фитна в их случае была еще больше, нежели сегодня среди нас. Таким образом, когда выступали в военные походы — это был неимоверно огромный шаг. Семьи — это большая фитна. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил Хиджру (переселение), а Хиджра на тот момент была Фард-Айн (обязанностью каждого), некоторые мусульмане в Мекке тоже были готовы переселиться. В те времена Хиджра представляла из себя огромное испытание, жертвы. Ты должен был оставить свою родину, бизнес. Сахабам не предоставлялась возможность забрать с собой свое нажитое имущество, сбережения, деньги. Их имущество, дома, все это было бы конфисковано мекканским правительством в случае их переселения из Мекки. Они ничего не могли забрать с собой. Им предстояло отправиться на чужбину, где у них не было никакой материальной базы прокормить себя, свои семьи. Как следствие это переселение было очень тяжелым испытанием. И, вот, когда уже некоторые мусульмане были готовы отправиться в путь, в Медину, их жены и дети пришли к ним. Крепко прижавшись к ним, крепко держа их за одежды, сказали: «На кого же ты нас оставляешь? Ты оставляешь нас одних! Просто уедешь и вот так оставишь нас без ничего, и без никого, кто бы о нас позаботился?» И так они и плакали, рыдали… И что же дальше? — сердца этих мусульман смягчились настолько, что они остались в Мекке. Для чего? — продолжать заботиться о своих семьях. Они остались. Так прошли дни, месяцы, года. Потом Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники-сахабы, да будет доволен ими Аллах, вошли в Мекку, открыли ее, завоевали. Теперь, те мусульмане, которые не совершили Хиджру, они ослушались Аллаха только в одном деле: не совершили Хиджру. Однако последствия этого были в том, что они пропустили Джихад на пути Аллаха с Его посланником; лишили себя возможности стать свидетелями нрава посланника Аллаха в период таких испытаний; присутствовать на его, да благословит его Аллах и приветствует, проповедях в мечети Масджид аль Набауи (мечеть Пророка); присутствовать на собраниях с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует; жить в исламской общине Медины. Все это они упустили лишь по причине того, что ослушались всего лишь раз. Ибн Къаййим говорил, что плохие дела множатся, и грехи множатся. Таким образом, это был лишь один грех того, что они не совершили Хиджру, и он преумножился. Они упустили много важного по причине одного греха. Дела множатся. Например:
  • вот, вы находитесь дома, и наступило время молитвы, и, вы приняли решение пойти и совершить ее в джамаате — это уже одно хорошее дело;
  • далее вы вышли из дома и направились в сторону мечети, за каждый шаг вам полагается награда;
  • вы добрались до мечети и, здороваясь с братьями, вы распространяете салам — вам полагается награда за салам, ваши грехи стираются, когда жмете руки братьям;
  • затем, вы молитесь вместе и получаете награду коллективной молитвы; после молитвы получаете награду, поминая Аллаха (зикр);
  • затем вы совершаете молитву Сунну и получаете за нее награду;
  • по пути из мечети домой вы получаете награду за каждый шаг в сторону дома.

Таким образом, мы видим, что одно благое дело преумножилось, обросло другими благими делами. А если бы вы дома остались, вы бы упустили это все. Точно также множатся и обрастают другими грехами грехи. Человек может принять решение выпить спиртное. Напивается — кого-то убивает, либо совершает прелюбодеяние, либо какие-то еще другие грехи. Здесь один грех преумножился, оброс другими грехами: если бы он не выпил и не опьянел, он не совершал бы других грехов. Таким образом, грехи множатся, и, благие дела множатся.

Перед сахабами, оставшимися в Мекке, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по возвращении в город, предстал в величественном статусе. Они также узрели, сколько всего обрели сахабы, переселившиеся с ним, находившиеся все это время рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Они сражались в битвах при Бадре, Ухуде, аль Хандакъ. Они учились у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у них было знание. А у тех, кто не совершил Хиджру — знания не было. Переселившиеся с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, знали Куран наизусть. А те, кто остался — знали всего несколько аятов. Исходя из этого всего, сахабы, не переселившиеся из Мекки, пришли в ярость и негодование: «Мы упустили все это благо по причине наших семей». И тогда, Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:
 О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их (64:14)

Эти люди, о которых вы думаете, что они на вашей стороне, что они являются вашими друзьями, доводятся вам ближайшими людьми на всей поверхности планеты Земля — это ваши жены, дети. Аллах предостерег вас: среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. И, вот сахабы, не переселившиеся с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вернулись в свои жилища очень злыми. Они брали палки, и, били ими своих жен и детей: «Посмотрите, что вы с нами сотворили, мы упустили всю награду из-за вас!» После, Аллах ниспослал остальную часть аята суры ат-Тагъабун:
но если вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный. (64:14)

Если вы простите, то Аллах — Прощающий, Милосердный. Это ничем уже не поможет вам — бить своих жен и детей. Слишком поздно. Их избиение не вернет сахабам награду, которую они упустили, не совершив Хиджру. Потому, Всевышний Аллах указывает на то, что единственный путь — это простить своих жен и детей. Они потеряли эту награду, и, ее никак не восполнить. Таким образом, мы должны быть очень осторожны. Особенно, те братья, кто понимают, что такое Джихад, понимают положения, связанные с ним сегодня. И они, наверняка, уже были в каком-то смысле этого слова муджахидами в свое время. Они обязаны понимать, каковы приоритеты семьи по отношению к Джихаду сегодня — Джихад сегодня Фард-Айн. Стало быть, он выше приоритетов семьи. Такова была вторая преграда…

Далее, к третьей. Ваши братья. Братья также могут быть помехой. Они не поддержат вас, они вам не помогут. Они не позаботятся ни о чем из того, чем вы пожертвовали ради Аллаха, чтобы выйти на Джихад: будь то ваша семья, бизнес, и так далее…

Четвертое: عَشيرَة (1ащийра) здесь это слово приводится в значении как семья, родня, род, племя. Основной даже акцент на племя. В наши дни оно даже обрело значение «нация» или «родина». Страна. И, такой патриотизм является помехой. Люди возвышают интересы своего племени над Джихадом на пути Всевышнего Аллаха. Они говорят, что должны сохранить мир, покой, оградить наш народ от всех этих проблем. Почему? — потому что это в интересах нашей нации. Но, мы должны смотреть на то, что Всевышний Аллах нам определил обязанностью, а не на интересы народа. Народы приходят и уходят, а религия Аллаха — это то, в интересах чего мы должны работать.

Многие братья избегают дел, связанных так или иначе с Джихадом. Избегают их во имя интересов своего народа, дабы оградить его от проблем. И это и есть преграда между человеком и Джихадом на пути Аллаха. Например, во многих мусульманских странах люди не хотят Джихад, они говорят, что это приведет кафиров на их территорию, что повлечет за собой множество проблем. Но, это не является легитимным оправданием тому, что они не хотят сражаться на пути Аллаха. Ты делай то, что Аллах велел тебе делать, а остальное (результат) оставь за Аллахом. Если Аллах предопределил, что враги вторгнутся в твою страну, то это Его предопределение. Ты должен быть занят только тем, чем тебе повелел Аллах. Ты — не Тот, Кто управляет процессами во Вселенной. Ими управляет Аллах Всемогущий, так оставь же результат за Аллахом.

Аллах повелел нам сражаться на Его пути, мы это выполняем в качестве поклонения. Сегодня многие мусульмане сражаются за свой народ, страны, но не сражаются на пути Аллаха. Они также не сражаются за честь мусульман, за честь Ислама. Они слышат, что где-то осквернён Куран, но ничего не делают по этому поводу. Они знают, что мусульманские женщины подвергаются насилию, но ничего с этим не делают. Но, если король, или там, президент, приказывает им атаковать какую-либо нацию, даже если она мусульманская (речь идет об арабских странах, и, о периодически возникающих между ними военных конфликтов — примечание переводчика) — они все выстраиваются в ряды, и, идут в атаку. Они воюют за свой народ, но не воюют за Ислам.

Далее, Аллах сказал:

приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь

Здесь две преграды, они схожи между собой. Богатство, которое уже у вас есть: деньги наличные на руках; недвижимость, которая у вас уже есть; а также ваш бизнес; доходы, ожидаемые вами… Это все то, что стоит барьером между человеком и Джихадом на пути Аллаха. Некоторые сторонятся дел, касаемых Джихада по причине магазина или кафе, которые у них есть. Другие же — потому что сами на кого-то работают. Но, это все помехи. Аллах определил это все помехами. Братья и сестры пытаются находить себе оправдание тому, что они не выходят на Джихад. Они говорят, мол, это Даауат и есть Джихад. Мол, я, там, инженер, учитель, врач и служу Аллаху, Его религии. Знаете ли, если Джихад является Фард-Айн, то вы — обязаны присоединиться к этому делу. Да, оно важно, чтобы у этой Уммы были инженеры, учителя, врачи, она нуждается в каждой профессии. Но, может ли кто-то заявить, что он не будет делать намаз, поститься, только потому, что он — доктор? Кто-нибудь так делает из мусульман? Так какая же разница между Джихадом на пути Аллаха и намазом? Нам, ведь, известно, что Джихад — это такая же обязанность, как и молитва, и пост.

«…и жилища, которые вы облюбовали». Позвольте, я еще кое-что дополню, касательно торговли, застоя которой вы боитесь. Когда ансары, помогая посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дали ему присягу на то, что будут защищать посланника так, как бы им пришлось защищать своими семьи — это была очень серьезная присяга. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, брал их с собой с одной битвы — на другую. Таким образом, их бизнес (торговля) пришел в убыток. У них не было возможности, они были не в состоянии заботиться о своих фермах, садах. Сады нуждаются в постоянном уходе по ним. Это не так, что бы ваш рабочий график был пять дней в неделю. Нет. Растениям ты не можешь сказать: «А, знаете ли, я вот, возьму, пожалуй, выходной или отпуск». Это не сработает по отношению к садам. Ваше постоянное присутствие — обязательно. Ансары, да будет доволен ими Аллах, вынуждены были забросить свои фермы, участки. Следовательно, их доходы существенно сократились. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку, ансары сказали: «АльхамдулиЛля! Мы выполнили свои обязательства, мы помогли посланнику, теперь мы можем вернуться к своим фермам». На что Всевышний Аллах ниспослал аят:

и не обрекайте себя на гибель. (Аль Бакъара, 195 аят)

Аллах назвал возвращение ансаров к своим фермам гибелью, при всём при том, что Джихад не был для них Фард-Айн, он был Фард-Кифайя. Это не было обязанностью каждого, это было обязанностью общины. Это значит, что, если некоторые из людей общины выйдут — их и будет достаточно. Абу Айюб аль Ансари сказал, что этот аят, ниспосланный о них: «Аллах нам сказал, если мы вернемся к своим фермам, к заботе о них — значит, мы обречем себя на гибель». И так, мусульмане, занятые сегодня своей работой/бизнесом: услышьте этот аят! Вы обрекаете себя на гибель, когда отдаете предпочтение своей работе Джихаду, образу своей жизни.

Жилища. Жилища, которые вы облюбовали. В арабском языке слово жилище обозначается как مسكن [маскан], которое происходит от слова سكن [сакина], что означает «покой». Ты ощущаешь мир и покой, когда ты дома. Наши дома — это места покоя. Мы естественно привязаны к местам нашего пребывания (домам, квартирам). Особенно домам, а также к родине. Ты скучаешь. Скучаешь по дому. У нас у всех определенный распорядок, которому мы привыкли в наших домах: еда, которую мы едим; кровать, в которой спим; наш распорядок… И все то, что вмешивается в наш распорядок дает нам ощущение опасности, что есть противоположность покою. У вас есть покой дома, но, когда происходит какое-либо изменение, вы чувствуете опасность. А муджахид проходит через смену привычного образа жизни. Еда отличается от той, что готовит твоя мать или жена для тебя. То, на чем ты спишь — не так удобно, как та кровать, к которой ты привык. Климат, погодные условия могут быть иными. Твой распорядок дня (сон и бодрствование) могут быть другими. И все это дает вам тягость вернуться домой. Таким образом, когда муджахид из арабов присоединяется к кашмирцам — он найдет их еду слишком острой для себя. А, если пакистанский муджахид отправится, например, в Ирак или еще куда на Ближний Восток — ему может не понравиться местная еда по причине того, что для него она недостаточно острая. Образ жизни меняется, температуры меняются. АбдуЛла ибн Умар, также как и другие сахабы, участвовал в Джихаде в Армении. Человек, который вырос в Аравии, где климат очень теплый, а теперь ему приходится сражаться в местах, где по колено снег. Таким образом, мы видим, что наш образ жизни меняется, а это не очень-то легко.

Это и есть жертва. Наверняка, это одна из причин, по которой Хадж и Джихад очень схожи. В некоторых хадисах вы найдете, что Хадж и Джихад упомянуты вместе. Например, в хадисе, где Айша (да будет доволен ею Аллах) пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Мужчины встают с тобой на общую молитву, на пятничную молитву, на Джихад. А что же тогда нам, женщинам?» На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ей: «Знаешь, что твой Джихад? Твой Джихад — это Хадж». Все потому, что Хадж похож на Джихад, но его удельный вес перед Аллахом меньше, чем у Джихада. Да — это подразумевает дальнюю поездку, также как и Джихад. Да — это представляет из себя отрыв от привычного образа жизни, например, одежды, что вы носите в Хадже отличаются от тех, что вы носите в своей местности каждый день. В Хадже нельзя стричь ногти, волосы. Эти вещи являются Сунан аль Фитра. То, что ты обычно делаешь, будучи мусульманином, но это нельзя делать, находясь в Ихрам. Еда в Хадже сильно отличается, ночлежки в Арафа и Минаре очень некомфортные. Опять же, меняется привычная для вас обстановка.  Также, вы тратите деньги — поехать в Хадж стоит денег. Стало быть, есть много сходства между паломничеством и Джихадом, при всем при том, что жертвы у Джихада очевидно больше. Если ваше сильное стремление и любовь к месту вашего проживания отвлекают вас от Джихада — они становятся препятствием.

Рассмотрим, что произошло с одним из сахабов перед битвой при Табук. Битва при Табук занимала длительное передвижение войск, место находится далеко от Медины. Было очень жарко в середине лета, а фрукты уже поспели к тому, чтобы собрать их урожаем. Все были вынуждены пропустить сезон сбора урожая, так как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приказал выйти и сразиться с римлянами. Это была огромная жертва. И, вот, один из сахабов подошел к одному из своих домов. Он увидел, что его жена разбрызгала воду вокруг, дабы немного охладить дом. Далее идет ко второму дому, где заметил, что вторая его жена сделала то же самое. Таким образом он остался. (жены создали ему комфортные условия дома, что привело к тому, что он расслабился и не выступил в военный поход — примечание переводчика). И он не присоединился к армии, и он был одним из трех мужчин, кто остался дома. Он был тем человеком, кто не смог выйти на Джихад по причине любви и привязанности к своему дому. А те из вас, кто уже имел опыт смены обстановки, могут понимать, что это со временем создает неудобства. День-другой, может неделю, вы можете вытерпеть. Но, оно может затянуться на многие месяцы, годы. Некоторые муджахиды будут годами на передовой линии огня без возможности поехать навестить свои семьи. Это все займет огромное терпение — Сабр. Следовательно, очень важной чертой характера муджахида является Сабр.

И так, преодолев все эти восемь преград, упомянутых в 24-ом аяте Суры ат-Тауба, муджахид, когда выходит на Джихад одерживает первую победу — победу над восьмью преградами. Тут же он одерживает и другую победу, победу в том, чтобы не быть нечестивцем. Ведь в конце аята говорится, что Аллах не наставляет людей-нечестивцев. Разве это не великая победа в том, что ты не нечестивец, если преодолеешь восемь преград на пути к Джихаду?

Ты одержал эту победу тем, что доказываешь делом свою любовь к Аллаху, Его посланнику, и, Джихаду на Его пути. Таким образом, ты уже не просто сотрясаешь воздух, шевеля губами. Аллах, Пресвят Он и Велик, указал на то, что если эти 8 преград для тебя дороже чем Аллах, Его посланник и Джихад — то ты становишься нечестивцем, и, тебе следует ожидать наказания от Аллаха. Значит, те люди, которые заявляют, что они любят Аллаха и Его посланника, а каждый мусульманин должен любить Аллаха и Его посланника — они должны это подтвердить на деле. А дело это — стать муджахидом.

Все эти люди, которые хотят вас убедить в своей якобы огромной любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которые говорят: «вот у нас сколько праздников, посвященных посланнику, сколько мы о нем поем маулидов» и так далее… Это всего лишь слова. Если ты хочешь доказать свою любовь к Аллаху и Его посланнику, тогда вставай и вступай в ряды муджахидов, и тебе больше не придется об этом распинаться кому-либо: ты свою любовь подтвердил делом. Ислам — не религия болтовни, а религия дела. Вера (иман) должна проявляться в наших делах.

 

 

Перевел для ИД Хаттаб

 

ИА ИсламДин

О admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.