Положение продажи товара, если есть большая вероятность его использования в запрещенных шариатом целях

542546522Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому мы взываем о помощи и молим о прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведёт Аллах по прямому пути, того никто не собьет, а кого Он сбил, того никто не наставит на правильный путь. Мы свидетельствуем, что Мухаммед – раб Аллаха и Его Посланник.

А затем:

Причиной этой работы стал вопрос, или точнее ряд вопросов которые будут приведены ниже, суть которых возвращается к одному смыслу, а это положениепродажи товара, если есть большая вероятность его использования в запрещенных шариатом целях”.

И так как нет сомнения в том, что это важный вопрос, касающийся многих мусульман, решил с позволения Аллаха, не просто ответить в общей форме на заданные вопросы, однако составить работу, в которой постараюсь насколько это можно осветить это  важное положение.

Вопрос:

“Ассалам алейкум. Можно ли продавать кяфирам фейерверки, посредством которых они празднуют свои кяфирские праздники?

Можно ли продавать кяфирам косметику и всякие украшения, посредством которых они будут искушать людей на улице (речь в обоих случаях идет о Москве) ну так если в общем, можно продавать им то, что они будут в любом случае использовать для запретного.”

Ответ:

Уалейкум Ассалам уа РахматуЛлахи уа баракатуху.

Брат задал вопрос, касающийся сразу нескольких моментов, и ограничился упоминанием  лишь неверных.

Однако хотелось бы, прежде чем ответить на этот частный момент, касающийся продажи неверному  то, что может нанести тот или иной вред мусульманину, или, в общем, может быть употреблено неверным в том, что является запрещенным по шариату, хотелось бы начать ответ с положения мусульман. Т.е. положения продажи того или иного товара который сам по себе является чем то разрешенным как продукт, состав, инструмент, и т.д., однако есть большая вероятность, или серьезное основание полагать что покупатель  будет использовать этот товар в запрещенной шариатом форме.

Это общее положение в книгах по фикху разбирается под вопросом известного как:

«Продажа сока (фруктового) или винограда  тому, кто делает из него вино (опьяняющие напитки)».

Т.е.  это его обычное, или основное занятие.

Рассмотрим с позволения Аллаха мнения ученых в этом вопросе с приведением их основных доказательств, а затем сделаем вывод.

Однако вначале следует заметить, что  речь пойдет  только о мусульманах для того, чтобы лучше представить саму суть вопроса, а затем поговорим о неверных.

Итак…

Мнения  ханафитского  мазхаба.

Основное мнение имама Абу Ханифы, которое передают ханафитские ученые, заключается в том, что сок сам по себе как продукт, и состав во время договора является разрешенным для продажи товаром. Следовательно, нет ничего, что запрещает достоверность договора в момент его заключения, значит, этот вид сделки должен быть разрешенным как и все подобные этому торговые договоры, в которых  присутствуют все условия и составляющие его части.

Значит, эта сделка попадает под общий смысл слова Аллаха:

«Аллах дозволил торговлю».

Сура аль-Бакара 275.

Т.е. основа мнения имама Абу Ханифы – это аналогия на обычный торговый договор. Что же касается вероятности  того,  что покупатель  сделает из него вино, то во-первых, так как в момент сделки это  не упоминается, то это входит в раздел намерений человека которые скрыты от нас. Во-вторых, если это и произойдет, то тот продукт, которым будет  совершен  грех, а это вино, будет иметь уже совсем другой состав. Т.е. то, чем будет совершаться грех — будет уже не тем по сущности и составу предметом в отношении чего был заключен торговый договор.

И если это так, то сказал Всевышний Аллах:

«Ни одна душа не понесет чужого бремени».

Сура ан-Наджм 38.

См. Аль-Мабсут 27\174\175 , аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\39,  Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 4\10, Фатху ль — Кадир 12\437.

И отталкиваясь от этого подхода, имам Абу Ханифа запретил продажу оружия во время фитны, когда есть вероятность использования его для запрещенного убийства, так как в этом случае грех будет совершаться непосредственно тем, что было предметом сделки.

Что касается стороны аргументации на запрет продажи в этой форме, то это общий смысл слов Аллаха:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но  не помогайте друг другу в грехе и вражде».

Сура аль-Маида 2.

См. Аль — ‘Инаяту шарх аль-Хидая 8\182, Табиин аль-Хакаик шарх Канз ад-Дакаик 16\420\421.

Очевидно, что имам Абу Ханифа в этой форме вопроса попытался собрать между указаниями аргументов имеющих значение и влияние в этом вопросе по его мнению.  А это то, что основа, и аналогия требует разрешенности этой сделки, так как само оружие как  предмет не является чем-то запрещенным. Однако так как возникла вероятность того, что именно этим оружием будет совершен грех,  и эта сделка может быть причиной для этого, в этом случае был принят во внимание общий смысл аята запрещающего помощь в грехе.

Однако, что касается мнения имама Абу Ханифы относительно продажи сока тому кто делает вино, то автор “Энциклопедии фикха” сказал , что очевидно , что оно заключается в нежелательности этого действия, и то, что оставление лучше, однако если  без греха. И это, потому что автор одной из основной книги ханафитского мазхаба “Аль — ‘Инаяту шарх аль-Хидая” сказал, говоря о мнении Абу Ханифы:

ولا بأس ببيع العصير ممّن يعلم أنّه يتّخذه خمراً

لا بأس  — “Ля бас” ( то есть нет проблем). Слово, указывающее у ханафитов  на то, что оставление этого действия лучше, чем совершение.

Аллах знает лучше.

Это что касается мнения имама Абу Ханифы.

Мнение его двух учеников Мухаммеда ибн Хасана и Абу Юсуфа заключается в том , что продажа сока (фруктового)  тому, кто делает из него вино является запрещенным.

Построили они это свое мнение как сказал имам ас-Сархаси на основе, того что называется в терминологии ученых по усуль-фикху:

الاستحسان

аль-Истихсан.

См. Аль-Мабсут 27\174\175

Это положение или термин, которым в основном выделились ханафитские ученые, является одной из основ извлечения шариатских доказательств, в которых есть разногласие среди ученых по усуль фикх.

Также есть разногласие среди самих ханафитов в тафсире этого термина, и определения его формы действия как источник извлечения шариатских положений.

И здесь конечно не будет рассматриваться подробно этот вопрос, однако укажу на общий смысл этого термина у ученых ханафитского мазхаба.

Одно из определений истихсана.

В языке истихсан означает «одобрение». Терминологически это слово определено несколькими значениями. Одно из них сводится к тому, что  истихсан — это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя­щий ей”.

В данном случае, основа и ясная аналогия, проведенная на торговую сделку в которой  в качестве товара будет чистый (не наджас), разрешенный продукт или предмет, эта аналогия требует разрешения этой сделки. Однако в случае, когда есть большая вероятность, что это будет причиной для совершения греха, этот смысл, извлеченный из шариатских доказательств запрещающих помогать в грехе, ему дается предпочтение перед аналогией.

Это был в общем ханафитский мазхаб.

Мнения шафиитского мазхаба.

Поделили шафиитские ученые положение продажи сока и винограда тому, кто известен производством вина, на два состояния.

Первое состояние — это отсутствие уверенности в том, что покупатель  сделает из этого винограда вино, однако есть сомнение в этом. В этом случае эта торговая сделка будет нежелательна (макрух).

Что же касается положения, когда есть уверенность или сильное предположение, основанное на определенных фактах, то шафиитские ученые разделись в этом вопросе.

Сказал имам ан-Науаи, что большинство сторонников шафиитского мазхаба говорят о  сильной нежелательности в этом случае, но не запрещают полностью (тахрим).

Другое мнение, которое имам ан-Науаи посчитал правильным – запрет такого рода сделок.

Что касается ее достоверности, то об этом пойдет речь позже с позволения  Аллаха.

См. Аль-Маджмуа 9\353, аль-Хауи аль-Кабир 5\592.

Что касается доказательств, то это те же доказательства в отношении разрешения и запрета как у ханафитских ученых.

А также хадис, в котором Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует — сказал:

«Проклял Аллах вино, пьющего его, поящего им, продающего его, покупающего, выжимающего, требующего выжать, несущего, и того кому оно несется».

Абу Дауд 3776,  Ахмад  5716,  ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхаки 10828, аль-Мустадрик 2235, аль-Му’жам аль-Уасыт 7816.

Этот хадис указывает на  запрет совершения причин для греха.

Так как выжимающий или несущий например сам не пьет вино, однако способствует этому.

См.Хашия Кальюби уа Умейра 6\428 , Хашия аль-Джумаль 458\10.

И после приведения мнений маликитских и ханбалитских ученых, мы еще раз вернемся к основам аргументации в этом вопросе  как у ханафитов, так и у шафиитов.

Мнение ханбалистого мазхаба.

Мнение ханбалитского мазхаба,  как это сформулировал  ибн  Кудама заключается в том, что если продавец будет уверен, что сок, или виноград будет использован в запрещенных целях, то это сделка будет также запрещена.  И это может быть либо на основе прямого заявления покупателя или, на основе внешних обстоятельств, которые обычно указывают на  то или иное положение (карина).

Если же нет уверенности и большего предположения, однако вероятность использования в запретном  равно вероятности использования в разрешенном как, например если этот человек в равной степени может сделать вино и уксус, то сделка будет разрешена.

См. Аль-Мугний 1\908.

И это мнение, то есть наличие уверенности в  использовании в запретных целях для запрета этой сделки – основное мнение в ханбалитском мазхабе, как сказал ибн Муфлих, однако имам аль-Муаради сказал, что внешний смысл того, что передано от имама Ахмада в этом вопросе указывает на то, что достаточно сильного предположения. И сказал, что это правильное мнение, и это мнение выбрал шейх Ислам ибн Таймия.

См. Аль-Мубди’ шарх аль-Мукни’  381\3, аль-Инсаф 236\4.

Доказательство ханбалитских ученых — тот же аят из суры аль-Маида. Также ибн Кудама аргументировал это мнение преданием, общий смысл  которого  сходится к тому,  что у Са’да ибн аби Уаккас был смотритель за участком земли на которой рос виноград. Этот смотритель однажды сообщил Са’ду  ибн аби Уаккасу о том, что часть винограда непригодна ни для изготовления из него изюма, ни для продажи как виноград, однако возможно только продать тому кто сделает из нее сок, а затем вино. Са’д  ибн аби Уаккас приказал выкорчевать этот виноград и уволил этого смотрителя.

См. Мусаннаф ибн Аби Шейба 22130 и др.. Шейх аль-Альбани сказал что предание достоверно до Са’да ибн аби Уаккас.

Такое же положение как сказал ибн Кудама, будет в отношении всего, что может привести к запретному, как продажа оружия неверным не находящимся в мирном договоре с мусульманами, бандитам и т.д.

Мнение маликитского мазхаба.

Основное мнение маликитских ученых – такое же как ханбалитских, а это запрет продажи винограда или сока тому, кто сделает из этого вино. А также как у ханбалитских ученых в это положение входит все то, что может привести к запретному.

Одно из доказательств этого общего положения, а это запрет средств  способных привести к запретному  — хадис, в котором Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Один из великих грехов – проклятие человека своих родителей ».

Сподвижники спросили:

О Посланник Аллаха! Разве человек может проклинать своих родителей?

На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ответил:

«Человек ругает другого, а тот ругает его отца и мать».

Аль-Бухари 5628 и др.

Сказал имам аль-Куртуби: «В этом хадисе доказательство для тех, кто запретил продажу винограда тому, кто делает из него вино».

Т.е. так как в хадисе указано на то, что совершающий причины для греха, как совершающий сам грех.

См. Ат-Тадж уа аль-Иклиль лиМухтасари аль — Халиль 6\452, Мауахубу аль-Джалиль фи шархи мухтасари аль-Халиль 12\233,  аль-Фауакиху ад-Дани аля рисаляти. Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани 8\117.

Что касается ученых захиритского толка таких как ибн Хазм, то его мнение в этом вопросе – запрет в случае наличия уверенности,  и недостоверность сделки в данном случае. Аргумент запрета, тот же общий аят используемый всеми учеными в этом вопросе.

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но  не помогайте друг другу в грехе и вражде».

Сура аль-Маида 2.

См. Аль-Мухалля 9\37\38.

Что же касается недостоверности сделки, то об этом позже с позволения Аллаха.

И прежде чем сделать вывод из того, что предшествовало, хотелось бы обратить внимание, на те основы  на которых ученые построили свои мнения в этом вопросе , так как очень важно знать основы тех или иных мазхабов используемые  ими  при извлечении шариатских положений.

И конечно здесь не будет проведено подробное исследование всех этих вопросов, однако будет указано на часть этого общим указанием.

Изначально следует сказать, что в общей форме, как основа, нет среди ученых разногласия в достоверности аргументации Кораном и Сунной. Затем есть небольшое разногласие в некоторых видах иджма, затем разногласие более сильное в аргументации киясом (аналогией) как основой.

Затем идут другие источники извлечения шариатских положений, в которых разногласие более сильное.

Один из таких источников  то, что называется в книгах по усуль фикху как  запрещение поводов (средств)  سد الذرائع- сад аз-Зарайи’.

Определение аз-Зарайи’:

аз-Зарайи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод». Терминологически аз-зарайи’ определяется как «вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халал) и запретному (харам)». Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубах) — дозволено. Для должного (ваджиб) обязательным является должное. Например, пре­любодеяние (зина) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе — запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пят­ничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджа является обязательным (фард) для лица обладающего со­стоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).

Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарайи/سد الذرائع (перекрытие средств). Откры­тие путей, ведущих к добру, называется фатх аз-зарайи’/فتح الذرائع (открытие средств).

Если маликиты и ханбалиты признают садд аз-зарайи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шафииты и захириты не признают его как аргумент. Однако как сказал аль-Карафи, факих маликитского толка, на практике все мазхабысадд аз-зарайи’ в качестве аргумента, аль-Карафи обобщал это следующим обра­зом — факихи разделяли аз-зарайи’ на три части: (очевидно кроме захиритов) использовали

1) аз-Зарайи’ единогласно принимается во внимание. На­пример, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам).

2) аз-Зарайи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство.

3) Спорное аз-зарайи’. Напри­мер, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.

И как в нашем вопросе – продажа того что может быть использовано в запретных целях.

И это разногласие в использовании этой основы как один из источников извлечения шариатских положений достаточно ясно выражается в нашем вопросе.

Например, имам Абу Ханифа, построил свое мнение на общей аналогии и доказательствах разрешающих торговлю, в случае если сам товар не будет запрещен сам по себе. И не принял во внимание то, что это может привести к греху.

Также Абу Юсуф и Мухаммед ибн Хасан, хоть по смыслу и результату,  в общем, согласились с другими мазхабами, однако как очевидно   их мнение   ограничивается положением, когда точно известно, что это продукт будет использован в запрещенных целях. И в этом случае, когда грех явно на лицо, можно применить аят запрещающий сотрудничество в грехе. То же самое в отношении имам. Ибн Хазма.

Также большинство шафиитских  ученых  говорят лишь о нежелательности сделки, даже если есть сильная вероятность или известно, что это будет поводом к греху.

Что касается маликитских ученых, то  очевидно из их слов что они обуславливают лишь достаточно сильную вероятность для запрета такого рода сделок, более того некоторые из них явно заявили, что это мнение построено на основе запрещения средств.

См. Мауахубу аль-Джалиль фи шархи мухтасари аль-Халиль 12\233.

Также и ханбалиты, по сути их мазхаб очень близок к маликитскому, так как они говорят о достаточности хотя бы некоторых внешних обстоятельств указывающих на намерение покупателя. Также они передают от имам Ахмада слова о том, что продажа оружия во время фитны – повод к запретному. И отталкиваясь от этого, запрещают все то, что может привести к греху, как сказал ибн Кудама.

См. Аль-Фуру’ 259\260 , Аль-Мугний 1\908.

Так что очевидно, что подход маликитов и ханбалитов – один.

Что касается некоторых  шафиитских ученых, которые запретили продажу винограда тому, кто может сделать из него вино при наличие сильной вероятности, то как это очевидно в основу этого мнения не легло положение запрещение средств. Oднако, так как шариатские доказательства, в общем, указали на запрет сотрудничества в грехе, то само это действие стало запретным, поэтому, когда появилась большая вероятность для этого сотрудничества, или точнее само сотрудничество, то это потребовало конкретизировать общие доказательства разрешающие торговлю. И хоть эта группа ученых в принципе согласилась в результате с ханбалитами и маликитами, однако они разошлись в некоторых основах аргументации.

И прежде чем сделать вывод хотел бы привести еще несколько доказательств и слов ученых.

Шейх Алюси известный специалист по исламской экономике,  в наше время после того как привел часть слов ибн Кудамы, которые  уже упоминались, сказал:

“Я добавлю к тому, что сказал ибн Кудама то, что передал имам Ахмад от АбдуЛлах аль-Уахид аль-Банани, который сказал: Я был с  ибн  Умаром – да будет доволен им Аллах – когда к нему пришел один человек и сказал: Об Абу Абду Ррахман! Если я куплю это сад, и в нем будет виноград, который я не смогу весь продать  кроме как, если сделаю из него сок (т.е. пригодный для изготовления вина)?

Сказал ибн Умар: Ты спрашиваешь о  цене за вино? Я тебе рассажу хадис, который слышал от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует —  который сказал: «Горе сынам Исраиля».

Умар – да будет доволен им Аллах – сказал: О пророк Аллаха! Нас испугали твои слова о сынах Исраиля. На что Посланник Аллаха ответил:

«Это вас не касается. Им был запрещен жир, однако они сговорились, продали его и съели деньги полученные за него. Также деньги, полученные от продажи вина, запрещены для вас ».

Сказал автор аль-Фатх ар-Раббани:

Слова ибн Умара: «Ты спрашиваешь о цене за вино?»- Вопрос с порицанием. И очевидно, что человек хотел сделать из сока винограда вино, а затем продать его, или же продать тому, кто сделает из него вино, и поэтому ибн Умар сделал порицание за это.

См. Аль-Фатх ар-Раббани 28\15.

Сказал шейх Алюси:

Предположение того, что спрашивающий не знал о запрете производства вина и его продаже –  очень слабое. Поэтому более правильным будет то, что спрашивающий спрашивал о продажи сока тому, кто делает  из него вино.

Также добавлю то, что сказал имам аш-Шаукани:

“ Если большая часть и обычное положение в пользовании товаром будет  запретное использование, то его нельзя продавать. И это большая часть будет требовать наличия серьезного предположения у продавца, что покупатель не хотел  покупкой этого товара кроме как запретное использование. И из этого раздела продажа винограда и фиников тому, кто предельно очевидно, что он сделает из этого вино, продажа музыкальных инструментов тому, кто развлекается ими. Это не будет разрешенным, так эта получаемая польза запрещена, и все запрещенное нельзя продавать. И польза и есть то, что требует от самого товара, а не сам товар как таковой…

Так как эта  сделка – средство к запретному, а средство и повод к запретному – также запрещены.”

См. Сайль аль-Джарар 3\24\25.

См. Фикх аль-Байуа аль-Истисак 335.

Что касается хадиса  с порицанием  Ибн Умара – да будет доволен им Аллах, то его иснад достаточно слабый так как  передатчик АбдульУахед неизвестен и  не посчитал его достоверным  никто кроме ибн Хиббана, и известно, что ученые говорят об его послаблении в отношении удостоверения передатчика.

И суть аргументации этим хадисом на наш вопрос, то, что ибн Умар назвал вином, то, что еще как таковым не являлась – а это виноградный сок, однако могло стать средством к нему.

Но нет сомнения, что его общий смысл подкрепляют другие доказательства, часть которых уже упоминались.

Вывод.

Нет сомнения после приведенных мнений и доказательств  разных сторон, в том, что правильное мнение в этом вопросе будет заключаться в запрете продажи товара,  в случае если продавец знает или у него есть сильное предположение,  что этот товар будет использован в запретных целях.

Например, в случае с виноградом, если к его продавцу придет человек известный тем, что он производит виноград и купит у него несколько тонн винограда, нет сомнения в том, что знание общих обстоятельств и фактов требуют сильного предположения того, что этот виноград будет обработан в вино. И в этом случае все равно, будем ли мы опираться на основу закрытия средств и на общие доказательства запрещающие сотрудничество в грехе, или только на эти доказательства. Так как известно, что  для практикования шариатских текстов и внедрение их в жизнь не требуется наличия  в каждом отдельном случае абсолютной  уверенности полного совпадения указания текста и действительности, однако требуется  сильное предположение, основанное на  общеизвестных и обычных положениях.  И если это так, то сотрудничество в грехе как таковое запрещено. И этот запрет включает в себя непосредственное совместное совершение греха, а также помощь в этом, и совершение причин.

Что же касается, например положения, когда этот же человек купит килограмм или два, то очевидно, что это для еды, а не изготовления вина.

Так что все в этом вопросе возвращается к внешним обстоятельствам и фактам, требующим достаточно сильное  предложение об использовании товара в грехе. Это как общее правило. Что касается отдельных видов товара, то это уже определяется в зависимости от обстоятельств, местности, обычаев, традиции и т.д.

И если стал ясным запрет сделок, которые могут привести к совершению греха, то будет ли такого рода сделка действительна, в случае если продавец  все-таки продаст этот товар?

Что касается изначально вопроса недействительности и недостоверности  чего из поклонений или сделок или договоров, то часть этого вопроса был разобран в ответе на вопрос о том, будет ли недействительным брак в случае незнания родителей молодожен об этом.

В этой работе затронем с позволения Аллаха другую сторону этого вопроса.

И как общая основа, можем сказать, что разговор в нашем случае о достоверности или недостоверности такого рода сделок, о которых идет речь, строится на правиле, с которым в принципе и изначально согласны большинство ученых по основе фикха. A это положение, которое звучит как:

النهي  يقتضي الفساد

«Запрет требует недостоверности»

У этой основы есть свои доказательства из Корана и Сунны.

Например, хадис, в котором Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

«Тот, кто совершает деяние, на которое нет моего приказа, то оно отвержено».

Аль-Бухари 2697.

Суть аргументации в том, что запрещенное, на него нет приказа Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует, значит, оно будет отвержено, а то, что будет отвержено — не будет действительным.

См. Иршаду ль – Фухуль 1\335.

Затем, после того как большинство ученых согласились  с тем, что если запрет будет возвращаться непосредственно на само поклонение, или сделку, или неотъемлемую его часть как продажа вина например, то в этом случае договор будет недействителен, так как запрет направлен на составную часть договора, а это цена.

Что же касается положения, когда запрет будет направлен, на то, что не входит в саму сущность поклонения или договора, и не является неотъемлемой  его составной частью как, например продажа или покупка после азана на молитву джумуа тем, для кого она обязательна. В этом и похожих положениях ученые разногласят, так как в этом случае запрет у большинства,  из них не возвращается напрямую на составные части договора, однако на  запрет заниматься торговлей так как она отвлекает от направления в мечеть. То есть запрет распространяется на смысл вне самого торгового договора. Следовательно, сам договор будет действительным, хоть человек и будет брать грех.

Конечно,  в этой работе я очень все упрощаю, а так это достаточно обширный вопрос,  которому посвящены целые главы в книгах по основе фикха, а  у аль-Хафиза аль — ‘Алляи есть целый труд почти в 80 листов (у меня) посвященный этой теме.

Так и в нашем вопросе, некоторые ученые посмотрели на то, что запрет направляется  непосредственно  на договор, который включает в себя сотрудничество в грехе и сказали о том, что такого рода сделки будут недействительны. И это мнение ханбалитского мазхаба, имама ибн Хазма (в случае если точно будет известно, что товар будет использован в запретном), и одно из мнений в шафиитскому мазхабе.

См.  аль-Мугний 1\908, Аль-Мухалля 9\37\38, аль-Хауи аль-Кабир 5\592.

Другое мнение, а это мнение основное мнение маликитских ученых и шафиитов заключается в том, что сам договор будет действительным, так как запрет возвращается не на его части, а на смысл вне него, а это то, что он может быть причиной запретного. Однако судья должен вынести решение о расторжении этой сделки.

Как бы то ни было, мусульманину достаточно знать, что этот вид сделок запрещен для того, чтобы не совершать его.

Сказал Всевышний Аллах:

«Берите же то, что вам дал Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».

Сура аль-Хашр 7.

И если стала понятна основа в этом вопросе, и то, что это все в первую очередь касается мусульман, то как все это относится к неверным?

То есть, входят ли под эти положения ситуации, когда мусульманин будет продавать неверному то, что он будет использовать запрещенным в шариате использованием?

Как пришло в вопросе, например продажа косметики женщинам неверных, которые конечно используют ее в запрещенных шариатом целях, как выхождение в разукрашенном виде на улицу,  например.

Следует знать, что ответ на этот вопрос строится на другом вопросе,  который изучается в науке усуль фикх и который известен как:

هل الكفار مخاطبون بفروع الشريعة ؟

«Требует ли шариат от неверных подробности религии?»

А смысл этого в том, будут ли они наказаны за оставление совершения намаза, поста, совершение прелюбодеяния  и т.д., хоть в этой жизни мусульмане не заставляют их читать намаз, например, пока они не примут Ислам?

Мнение о том, что от неверных требуется в этой жизни оставление запретного и совершение приказываемого – мнение большинства ученых по усуль фикху, и это правильно, так как на  его достоверность указали доказательствами.

Одно из них – слово Аллаха:

«В Райских садах они будут расспрашивать другу друга о грешниках.

Что привело вас в Преисподнюю?

Они скажут: Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружающимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась смерть ».

Сура аль-Мудассир 40\47.

Суть аргументации этим аятом на вопрос заключается в том, что если бы от неверных не требовалось бы в этом мире совершение молитвы, то тогда в этих словах не было бы смысла. Значит это указывает на то, что неверные должны совершать все то, что совершают мусульмане, и остерегаться всего того,  что запрещено мусульманам, однако пока они не уверуют, в этой жизни от них это не требуется.

См. Иршаду ль-Фухуль 1\61\64.

И если это ясно, то шафиитские ученые явно заявили, что положение о продажи сока тому, кто делает из него вино — охватывает и неверных, мотивировав это  тем, что от них требуются подробности шариата в этой жизни. Хоть и мусульмане и не будут им препятствовать продавать и пить вино между ними в соответствие с условиями этого для людей зиммы.

См. Тухвату ль Мухтаж шарх аль-Минхаж 17\165\166, Хашияту аль-Бажирми аля аль-Минхадж 7\38, Хашияту аль-Джумаль аля шарх минхадж ат-Туляб 10\458, Нихаяту аль-Мухтадж иля шарх аль-Минхадж 11\491.

Также ибн Абидин – ханафитский ученый после того, как привел мнение мазхаба в  этом вопросе, привел слова некоторых ханафитских ученых говорящих, что это положение будет включать в себя и неверного у ученых говорящих о том, что от неверных требуются подробности религии.

См. Радд аль-Мухтар 26\477.

То есть запрещено мусульманину продавать неверному, то, что он может использовать в запрещенном, и этот вид сделки будет попадать в этом случае под все доказательства  запрещающие сотрудничество в грехе.

И в конце приведу несколько высказываний ученых, которые с позволения Аллаха сформулируют все то, что предшествовало.

Сказал шейх Ислам ибн Таймия:

“Каждая одежда, если есть сильное предположение  об использовании ее в грехе, то ее нельзя продавать, или шить тому, кто будет использовать ее в грехе и несправедливости”.

См. Шарх аль-Умда 386\4.

Сказал аль-Хафиз аль — ‘Ираки:

“Правильный мазхаб, на котором специалисты и большинство ученых – то, что от неверных требуются подробности религии, и поэтому будет запрещен им шелк, так же как он запрещен мусульманам”.

См. Тарх ат-Тасриб 227\3.

Сказал шейх Ислам ибн Таймия:

“Что касается продажи мусульманами им (неверным) во время их праздников  то, что они используют в своих праздниках из еды, одежды, благовоний и т.д., или дарение им этого,  то в этом один из видов помощи им в их  запрещенных праздниках”.

См. Иктида сыраталь-Мустаким 526\2.

По этой теме есть и другие высказывания ученых, но не стал их приводить , так как они все вращаются вокруг смыслов о которых уже упоминалось.

Здесь заканчивается эта работа. Попытался упростить и приблизить этот вопрос к пониманию простого мусульманина насколько это возможно.

Прошу Аллаха сделать этот труд искренним ради Его лика, и принести им пользу для мусульман.

Аллах знает лучше.

 

Подготовил Абдуллах Абу Абду Ррахман.

ИА ИсламДин

О admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.